Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам


Рекомендуемые сообщения

-18 сентября (5 сентября по старому стилю) Захарий и Елизавета. День Кумохи. День предсказаний.

Выгоняли березовыми вениками кумоху — лихорадку, топили баньку.

«Кумоха — нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подёрнута», — говорили в народе.

Кумаха, по народным преданиям подруга Лешего, жившая в лесах.

Если кто ей приглянется, того могла до смерти зацеловать.

Рожденного в день Кумохи нанимали в пастухи, ибо его не Кумоха не могла тронуть, ни зацеловать.

Считалось, что он владеет заговорами и обладает колдовской силой.

Многие и сейчас соблюдают обычай ходить к знахарям и гадалкам в этот день.

Гадают на судьбу, на будущее замужество.

В осенний мясоед справлялись свадьбы, поэтому многие девушки стремились узнать свое будущее.

В этот день прогнозировали, какой будет зима.

Средний срок пожелтения рябинового листа. Рано пожелтели листья на рябине - ранняя осень и ранняя холодная зима.

 

-19 сентября (6 сентября по старому стилю) Михайлов День.

Михайловские Морозы, заморозки. Михайловские утренники.

Если после Михайловских морозов на деревьях нарастает иней, надо ждать больших снегов зимою.

В этот день устраивались мирские братчины — сходки, на которых решались семейные дела. После сходки - примирения предлагались взаимные угощения, переходящие в празднество, где водворялись дружество, миролюбие и братство.

На Михаилу нельзя работать — Бог накажет.

Если осиновые листья ложатся лицом вверх - к студёной зиме, изнанкой к верху - зима будет тёплой, а если и так и сяк - то зима будет умеренная.

 

-20 сентября (7 сентября по старому стилю) Созонт и Лука. Луков День.

Лук - добро и в бою и во щах. Лук повсеместно кончали убирать в эту неделю.

Начинается торговля репчатым луком.

Холодную зиму предвещает обилие шелухи на луковицах.

Лук избавляет от семи недуг! - приговаривала ведунья, прикладывая испеченную луковицу к нарыву.

А девицам сказывала: Косы будут шелковы и туги - от луковой мокрети и от луковой шелухи.

 

 

Ссылка на сообщение

-21 сентября (8 сентября по старому стилю) Аспосов день. Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы.

В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 28 августа).

Другие названия: Пасиков, Луков день, Аспосов день, Аспожа, Осенины, Оспожинки.

Луков и Пасиков происходят от слов «лук» и «пасека».

Это время сбора лука и работы на пасеке.

Вторая встреча осени. Осенний солнцеворот. Всякому лету конец.

Если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.

В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками" и отмечался как праздник урожая, который справляли иногда целую неделю.

Народ встречал осенины играми и песнями.

Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом.

Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили:

«Богородица Причистая, избавь от маты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.

К новобрачным приходили родные - посмотреть, как живут, поучить уму-разуму.

По обычаю, молодые должны были показать все свое хозяйство, а после угостить родню.

Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму.

Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.

А новобрачные дарили круглый каравай или пирог и свату, и родне.

Рождество Пресвятой Богородицы — первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 8 (21) сентября.

Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии.

 

-22 сентября (9 сентября по старому стилю) Иоаким и Анна. День Рожениц. Поднесеньев день.

Память праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, считаются помощниками и благодетелями рожениц и бездетных.

Этот день праздновали как День рожениц. Поздравляли молодых матерей с младенцами, пекли пироги, варили мирскую кашу, собирали на пир повивальных бабок.

В этот день было принято дарить подарки близким людям.

От новобрачных - круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: К нашей хлеб-соли, милости просим!

 

-23 сентября (10 сентября по старому стилю) Пётр и Павел Рябинники.

Заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления целебного кваса - она верный помощник против хворобы да нечистой силы.

Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд.

В народе верили, что коли мучает тебя дух какой зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит, надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя пространство — и сгинет нечисть, как ее и не было.

И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями от всякой нечести.

На Руси два Петра - Павла - большой да малый, летний и осенний.

Осенний Петр - Павел - рябинник. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды.

Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть ягод для птиц.

Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

Ссылка на сообщение

-24 сентября (11 сентября по старому стилю) Федорин день. Федора. Замочи Хвосты. Федорины Вечерки. Третья встреча осени.

Всякое лето кончается, осень начинается. Не всякое лето до Федора дотянет, даже бабье.

Две Федоры в году - осенняя и зимняя, одна с грязью, а другая - со стужей.

Начинаются дожди, слякоть.

В день Феодоры подводили итог осенним трудам.

Убирали лук, сносили в омшанник ульи с пчелами.

Говорили: «Преподобная Феодора – всякому делу аминь».

Феодору считали покровительницей озимых хлебов.

В этот день ходили в поле смотреть озими. Ядреные, сильные и густые всходы сулили добрый урожай в будущем году.

К Феодорину дню обычно заваривали пиво. Самым терпким и вкусным считалось корчажное пиво, которое выстаивалось в больших глиняных и крепко обожженных корчагах.

Про пиво много ходило поговорок.

Говорили: «Не богатый пиво варит, тароватый».

Над хозяйками - неудачницами подшучивали:

«Коли выйдет – будет пиво, а не выйдет – квас».

Удачное пиво высоко ценилось:

«Пиво не пьяно – и то грешно; пиво пьяно – грешней того; а пиво не станет – тошней всего».

В обед непременно поминали святую Феодору свежесваренным пивом, угощали соседей. Вообще в этот день старались, как можно больше сотворить добра: домашним, соседям, прохожим.

Имя Феодора в переводе с греческого означает «Божий дар».

А еще с Федоры начинались капустные вечерки, которые делались две недели и на которые собирались девушки и женщины.

Бабы капусты рубли да лясы точили, шутки шутили да байки травили. Такие сборища назывались еще капустниками — отсюда и пошло название шутливых вечеринок с пародийными номерами.

На капустниках готовили блюда из капусты.

 

-25 сентября (12 сентября по старому стилю) Автоном (Артамон).

Жизнь животных замирает, осень вступает в свои права.

По поверью, змеи с этого дня перебираются из полей в леса.

День этот был очень важен для охотника. Если в этот день убьешь хоть зайца, то удача и счастье будут сопутствовать во всех начинаниях.

 

-26 сентября (13 сентября по старому стилю) Корнилов день. Корнилий.

С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет.

Хорошие хозяева убирали с огородов последние овощи - корнеплоды (кроме репы), потому что с этого времени начинались регулярные заморозки на почве, а рост их прекращается. Воздвижения жди - репу рви.

Ссылка на сообщение

-27 сентября (14 сентября по старому стилю) Воздвиженье. Сдвиженье.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество.

Главный праздничный обряд совершается в церкви.

С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом.

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем».

Воздвиженье — постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится. На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца.

Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло.

За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов.

И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.

С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты.

Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.

На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел — все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники.

Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень.

Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

 

-28 сентября (15 сентября по старому стилю) День Никиты осеннего. Никита Гусятник, Гусепролёт, Репорез.

В этот день в крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу и на собственный стол.

По старинной традиции, устраивались гусиные бои.

Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной.

Поэтому в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, что-бы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не обнаружил пропажи.

Дёргали репу.

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.

В народе бытовало поверье, что все пропажи водоплавающей птицы на прудах, озерах и реках – злодейские дела «водяного», а хвори и порчи на гусей напускал «домовой».

Поэтому в Никитин день «на прощание», до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».

С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря. По крику гусей и полету они судили о наступлении скорых холодов.

Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.

Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.

Огородники выкапывали в полях последнию репу.

Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы.

Не дремли, баба, на репорезов день».

Во многих городах в этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

 

-29 сентября (16 сентября по старому стилю) Ефимия. Птичья костка.

В этот день ловили птиц, гадали по птичьей косточке, какой будет зима: своей твердостью, жировым оплывом кость глухариная да утиная давала ответ.

Птичья косточка - один из примеров тысячелетних наблюдений наших предков за природой. Продолжали заготавливать в зиму капусту.

Гром в этот день - к злой бесснежной зиме.

Ссылка на сообщение

-30 сентября (17 сентября по старому стилю) Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь

Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь, пострадали в Риме в царствование Адриана во II в.

Одни из истиных свидетелей евангелия Вера, Надежда, Любовь и матерь их София — жили во II веке в Риме.

София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Вера, Надежда и Любовь воспитывались матерью в христианском благочестии.

Во время начавшихся гонений на верующих во Христа при императоре Адриане местная власть схватила святое семейство и заставляла поклониться богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Господа Иисуса.

После этого палачи подвергли дочерей Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их безболезненно и спокойно, и погибли только будучи обезглавленными.

На день смерти Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9.

Тела дочерей София с похоронила с почестями и умерла через три дня.

В VIII в. мощи святых мучениц были отпущены из Рима в Эльзас, где и доселе показывают их гроб. Частица мощей св. Софии есть на Афоне.

Вселенские бабьи именины.

Именины многих девушек и женщин.

На Руси всех женщин в этот день поздравляли с праздником.

Именины праздновали обычно три дня в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей. Так и говорили: «Добрый именинник до трех дней».

А «бабьи именины» в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей праздновались особенно широко и щедро.

Полагалось в этот день непременно повыть о себе, о своих родных да близких.

После плача да жалоб со светлой душой за хозяйство принимались, а в душе мир и спокойствие воцарялось.

Готовили специальные именинные пироги и крендели.

Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, если нет, то наступит позднее.

Ссылка на сообщение

Октябрь...

 

-1 октября (18 сентября по старому стилю) Ирина (Арина) Шиповница. Журавлиный лёт.

С этого дня начинают улетать в теплые края журавли, поэтому его еще называют «Арина - журавлиный лет».

Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза.

А если их не видно в этот день – раньше Артемьего дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.

В этот день собирали и сушили шиповник. Считалось, что полезен только тот шиповник, который собран или куплен после Арины Шиповницы.

Клюква с этого дня приобретала особую целебность.

Если бурьяны выросли очень высокие - будет много снега.

Если в начале октября берёза листьев не потеряла - снег ляжет поздно.

 

-2 октября (19 сентября по старому стилю) Трофим и Зосима - Пчелиная девятина. День пчельников. День выбора невест и женихов. Зосима - пчелиный заступник.

Ульи отправляют на зиму в омшанник. Улья в погреб ставь - праздник меда правь.

С этого дня начиналась Пчелиная девятина (со 2 по 10 октября) — в течение девяти дней надо было подготовить ульи к будущей зиме.

В эти дни принято было есть утром чайную ложку меда и запивать ее теплой водой.

По народному поверью, особенно в эти дни надо подсобить нашему желудку.

И сама природа в эти дни будто подсказывает, что самое целительное, самое верное средство не дать болезни одолеть нутро - мёд.

До Савватея продолжается пчелиная девятина.

Следили за поведением пчел: «Если пчелы осенью плотнее леток залепляют – на холодную зиму, а если оставляют леток открытым – к теплой зиме». 

Устраиваются Трофимовы вечерки: пришло время выбирать женихов.

Трофимов день, приносил счастье девушкам, желавшим выйти замуж.

По народной примете, если в этот день пристально посмотреть в глаза избраннику, он обязательно откликнется на немой призыв.

На Трофима не проходит счастье мимо: куда Трофим, туда и оно за ним.

 

-3 октября (20 сентября по старому стилю) Евстафий (Астафий) Ветряк.

Праздник мельников, работающих на мельницах - ветрянках.

Порог предзимья. Предсказывали погоду.

Если в этот день ветер подует с севера – к стуже, с юга – к теплу, западный ветер - к мокроте, восточный – к ясной хорошей погоде.

В этот день обычно дули сильные очищающие ветры: было принято вытряхивать пыль из домашних вещей, а также проветривать одежду на улице.

Если шишки на ели растут низко - жди ранних морозов, высоко - к холодам в конце зимы.

Тепло и летит паутина – к хорошей осени и нескорому снегу.

Южный ветер сулит хороший урожай озимых.

На Афстафия часто рубили капусту: тронутые морозом кочны приобретали особый неповторимый вкус.

 

 

Ссылка на сообщение

-4 октября (21 сентября по старому стилю) Кондрат да Ипат. День плодородия и земледелия.

Погода этого дня продержится без изменений четыре недели.

Ясно при резком северо-восточном ветре - на холодную зиму.

В этот день надо было обязательно работать.

оворили: Не присядешь без дела на Кондарата да Игната — будешь богатым.

Однако была и грустная поговорка:

«Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым», — то есть что ни делай все равно богатым не будешь.

Пока топила баба печь, обряжалась, мужик шел из-под коровы навоз выбрасывать. Полагалось землю назмить,  чтобы жито другим летом умножалось, чтобы овощи и хлеб уродились.

 

-5 октября (22 сентября по старому стилю) Иона и Фока. Листопад.

В этот день нельзя было есть рыбу - видимо, в память о пребывании Ионы в чреве кита. Фоку особенно почитали на Руси как защитника от пожаров, а также как подающего помощь утопающим.

В этот день порывами ветра сдирает с деревьев листву — начинается листодер.

Если лист с березы на Фоку не опал — снег ляжет поздно.

Чаще дожди в этот день заходят на землю.

Заканчивают уборку редьки.

Этот день почитался как начало третьего времени года - осени, которая в старину продолжалась вплоть до Рождества.

 

-6 октября (23 сентября по старому стилю) Ираида Спорная.

В этот день человек, у которого были денежные неурядицы, гадал о своей судьбе.

Для этого нужно было подойти к месту слияния двух рек и набрать в два кувшина одинаковое количество воды из каждой из этих рек, принести кувшины домой и наблюдать, из какого кувшина вода быстрее испариться: если из того, где вода из более полноводной реки, денежные беды будут продолжаться.

Кто знает, как судьба повернётся и каких сюрпризов от жизни ждать. Поэтому выражение: "От сумы да тюрьмы не зарекайся" до сих пор известно и актуально.

И все же давно замечено, людей духом и делом сильных Беда не подкосит, а Лихо предпочтет стороной обойти.

Нельзя свои беды пересчитывать - сколько насчитаешь, столько и накликаешь. Похвалив кого-то за красоту, доброту, здоровье - следует "от сглазу" постучать по дереву или плюнуть через левое плечо.

Не божись напрасно, в шутку или без нужды, а тем более не сквернословь при этом, иначе рано или поздно постигнет тебя несчастье.

Чтобы всегда с прибылью быть, надо хранить в кошельке монетку с изъяном, но только не ту, что с дороги поднял, а которую тебе дали.

Празднуется зачатие Предтечи и Крестителя Иоанна, когда родителям его, Захарии и Елисавете, явился архангел Гавриил и возвестил о рождении сына Иоанна.

С этого дня, по мнению русского народа, начиналась настоящая холодная осень. Говорили: «Осень — третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня».

Ссылка на сообщение

-7 октября (24 сентября по старому стилю) Фекла Заревница, Запрядальница.

Есть два толкования слова «заревница» – от слова «зарево», «пожар», что случается во время молотьбы, и от слова «заря».

Начинают по утрам молотить хлеб. Топится печь в овине для сушки снопов.

Последний день сбора царя грибов - боровика.

С Феклы Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. "День убегает лошадиным скоком".

Много желудей на дубе - к теплой зиме и плодородному (хлебному) лету.

На Феклу женщины старались хоть немного попрясть: это сулило удачу в домашних делах.

Русский народ верил, что на Феклу все, что завяжешь, — не развязать. То есть крепким счастье будет, а свадьба — доброй.

Поэтому в этот день часто играли свадьбы.

 

-8 октября (25 сентября по старому стилю) Сергий Радонежский, Капустник, Курятник.

На Сергия капусту рубят.

«Капусту солят с первыми заморозками, раньше нельзя - закиснет».

Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Первый снег упал на мокрую землю - останется, на сухую - скоро сойдет.

Если первый снег упадет, когда на вишне уже нет листа, то зима скоро ляжет.

Считается, что первый снег выпадает за сорок дней до начала настоящей зимы.

Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

Сергий - хранитель кур. На каком именно основании Сергий «усвоено покровительство» над этими домашними птицами — понять трудно.

Но Сергия называли «хранителем кур на продажу».

 

-9 октября (26 сентября по старому стилю) Иоанн Богослов.

В этот день судили о предстоящей погоде.

Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день (21 ноября).

Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима.

Мокрый снег на озимь — тот же назем. Не то снег, что метет, а что сверху идет. Денной снег не лежит, а первый надежный выпадает ночью.

Дождь со снегом - в январе трижды ждите сильных оттепелей, солнечно и тепло - июнь будет дождливый и холодный.

Иван Богослов - наставник живописцев, иконного дела.

Ссылка на сообщение

-10 октября (27 сентября по старому стилю) Савватий Соловецкий. Савватий Пчельник, Пчеловод.

Заканчивается уборка ульев в омшаники. Заканчиваются Пчелиные девятины.

Пчеловоды заставляли детей молиться Савватию, так как бортничество и пчеловодство считалось делом, требующим особой нравственной чистоты, а дети до 12 лет, как известно, — безгрешны. Делали выпечку на меду, устраивали чаепития с целебным медом.

 

-11 октября (28 сентября по старому стилю) Харитонов день. Харитон.

Чтобы не сглазил кто да порчу не навел, надо было сидеть дома, по чужим дворам не ходить, домашней работой заниматься.

Ни в коем случае нельзя было сор из избы выметать, потому что по выброшенному мусору можно было напустить беду в дом.

Молодые тайно приносили ведунье пирог, кринку меда. Чтобы та ненароком свадьбу не расстроила, чтобы не наслала на бабье чрево пустоты.

Харитон - в избе урон. О человеке с тяжелым взглядом или «дурным глазом» говорили: Черный глаз опасный.

Бойся черного да карего глаза. Глаз не чист, не хорош, черен. Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).

 

-12 октября (29 сентября по старому стилю) Феофан. Кириак Отшельник, Отходник.

Охотники в этот день гуляли по порошам, добывали именинного зайца и заканчивали день охотничьими байками при застолье.

На Феофана Милостивого тепло возвращается.

Сам же преподобный солнышко своим кафтаном укрывает, чтобы не замерзло оно. Феофан накинул на солнце кафтан. На Феофана много звезд — к сухой осени.

Ссылка на сообщение

-13 октября (30 сентября по старому стилю) Григорьев день. Григорий.

Молодые бабы сжигали свои соломенные постели — одни в печах, другие в овинах от призора, недоброго глаза.

С этой ночи спали уже на новых постелях.

Между тем старушки сжигали только одни лапти, чтобы «зиме ходу дать».

Вобравшая в себя силу земную и солнечную, солома почиталась в крестьянском хозяйстве. На соломе русский человек рождался, на ней же и умирал.

На соломе не только спали, ей занавешивали окна в доме зимой.

А у хорошего хозяина и двор, и крылечко чистой соломой были застелены — от грязи. Детей купали на пороге из решета — во избежание будущих болезней — как говорили, от призору.

Если снег упадет, зима не скоро настанет.

 

-14 октября (1 октября по старому стилю) Покров. Покров Пресвятой Богородицы.

Первое зазимье. Свадьбы.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму.

С Покрова начиналось «зазимье».

Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем замужестве.

С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

Во время праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатой.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов.

В этот день — первый праздник холода — пекли тонкие блины, «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.

В этот день завершался сельскохозяйственный год. Сбор последних плодов.

Отлет журавлей до покрова - на раннюю, холодную зиму.

Каков покров, такова и зима.

Лист с дуба и березы упал чисто - к легкому году, нет - к строгой зиме.

Не покрыл покров, не покроет и рождество.

При переменном ветре и зиме быть непостоянной.

На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима.

На Покров натопи хату без дров (утепли жилье).

От первого снега до санного пути - 6 недель.

Между Покровом и Дмитрием (8 ноября) зима не остановится.

Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна.

Откуда на Покров ветер, оттуда и холода придут.

Если на Покров выпал снег, то в Дмитриевский день (8 ноября) тоже будет снег. Покров наголе — Екатерина наголе (7 декабря).

Последний сбор груздей и рыжиков.

С Покрова начинались свадьбы.

Выпадение снега в этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных. Тогда девицы говорили: «Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня молоду».

Иные: «Бел снег землю прикрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжают?».

Девицы молились в этот день о скорейшем выходе замуж.

Они шли в церкви, ставили свечи перед иконой Покрова Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

Есть в народе примета, что если на Покров выпадает снег, то это предвещает много свадеб.

Ссылка на сообщение

-15 октября (2 октября по старому стилю) Куприян и Устинья. День очищения.

День очищения от наваждений, ведомостей. Об избавлении от злого очарования молятся святым Киприану и Иустине.

От злого очарования просили девушки упасти Устинью, а парни — Куприяна.

Если не уберечься, в этот день на человека могли напасть бесы.

Бесы "насылаются" на людей различными колдунами, ведьмами.

Если же они вдруг нападают на человека «по собственному почину», то выбирают преимущественно пьяниц, людей пренебрегающих своими религиозными обязанностями — не верующих в Бога, великих грешников, или тех, которые призывают их на помощь, в минуты злобы, гнева, отчаяния.

Пьяницам бесы "представляются" нередко в своем «натуральном» виде целыми десятками, лишают их сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и иногда доводят до самоубийства.

Так русский народ объясняет припадки запойного бреда, или "белой горячки".

Бесы не только могут являться людям, но и вселяться в них — по приказу колдуна или знахарки.

Напускание может быть сделано словами (наговором), или бесы "пускаются по ветру", передаются с пищей, питьем, поцелуем, дыханием, прикосновением.

Последствием вселения бесов являются тяжелые и длительные нервно-психические страдания, известные под общим названием "порчи".

Смотря по преобладающему характеру болезненных явлений отличают не менее трех видов порчи: кликушество, беснование, икоту.

-16 октября (3 октября по старому стилю) Денис Позимний. Осенние Лихорадки.

16 и 19 октября - два Дениса.

В эти дни советуют беречься от сглаза, опасаться шабаша нечистой силы.

С этого дня ходят по земле осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучают.

Осенняя лихорадка может забраться под одежду, а может соринкой обернуться — и в глаз залететь.

Против них есть отличное средство — надо носить всегда собой осиновую кору.

Лютая ненависть была у лихорадок к осине.

Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко под ноги, а коли голова болит, то на полешке полежать надо.

Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.

Денис - лихого глаза берегись. Говорили: «Денис — лихого глаза берегись».

Во многих местах большой славой от порчи, в особенности при повальных болезнях, когда она бывает пущена по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька.

Русский народ верил, что соль и редька имеют способность выедать все слова, написанные на бумаге, а запаха лука и чеснока будто бы не любит нечистая сила. Носились чеснок и лук в таких случаях обыкновенно на нательном кресте.

В этот день произносили заговоры от сглаза.

В этот день особенно старались избежать встречи с человеком с «дурным глазом».

ЗАГОВОР ОТ СГЛАЗА.

«Избавь, Бог, от сераго, от синяго, от чернаго, от желтого, от всякаго глазу, от плохого часу».

Против порчи хорошим профилактическим средством считается вода, если ее трижды «перенять» с каменки в бане.

Для этой цели, взятая в ковш вода выливается на каменку и, снизу, снова подхватывается в ковш.

Этой водой окачиваются и пьют ее. При этом говорят: «Как на каменке, на матушке, подсыхает и подгорает, так на рабе Божьем (таком-то) подсыхай и подгорай».

 

-17 октября (4 октября по старому стилю) Ерофеев день. Ерофей.

На Ерофеев день лешие дурят по лесам - бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю - до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят.

По народному поверью: лес видит, а поле слышит - в этот день.

Спереди и сзади лешего ходят ветра.

Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след.

В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека. С Еврофея холода сильней. С Ерофея зима шубу надевает.

На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

«Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич.

С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит.

У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка.

На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место.

После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Ссылка на сообщение

-18 октября (5 октября по старому стилю) Харитинин день. Харитины - первые холстины.

Этот день обычно посвящался началу занятий осенним рукоделием (вязанием, вышиванием, плетением макраме, ткачеством).

Начинались вечерние посиделки, когда садились за ткацкий станок: «Харитины – первые холстины».

Женщины начинают ткать холсты. Ткаческое мастерство в народе ценилось вровень с земледельческим.

Об умелой хозяйке уважительно говорили:

"Пряла и ткала, весь дом одевала".

Если вороны и галки вьются в воздухе, а облака идут против ветра - к снегу.

Безветрие обещает похолодание.

 

-19 октября (6 октября по старому стилю) Денисы Позимские. Фома.

16 и 19 октября - два Дениса. Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень. Потянул Денис день на низ. Фома - бери всё задарма.

Житейские взгляды Фомы близко касались забот и чаяний крестьянина, умевшего ценить труд, беречь добро, добытое трудом.

Поэтому и нарекли Фому «большой кромой» за то, что поощрял бережливость и запасливость.

Кромой сельские жители называли торбу, суму, место в амбаре для хранения зерна или других продуктов.

От этого слова пошло множество выражений и понятий в русском языке: «большекромый», «укромное место», «скромность», «закрома» и т. п.

Про нерадивого, бесхозяйственного и расточительного мужика говорили:

«Велика крома, да пес ли в ней».

Ко дню апостола Фомы подводили окончательные итоги хозяйственного года. Определяли величину достатка, добытого на протяжении лета.

И если амбары, лари, чуланы, погреба оказывались наполненными, с удовлетворением отмечали:

«Рад Аника, что крома велика».

И с благодарностью ставили в церкви свечу перед образом апостола Фомы – мудрого и доброжелательного наставника и покровителя честного достатка.

 

-20 октября (7 октября по старому стилю) Сергий Зимний.

Сергий зиму начинает. Если выпадет снег, когда деревья еще листву не сбросили, он скоро растает.

Настоящей зимы нужно ждать через месяц, если снегом укроет землю на Сергия, ибо с Сергия начинается, а с Матрены (22 ноября) устанавливается зима.

Первый прочный снег падает ночью, а дневной вовсе не лежит.

Сергей инеем травы бьет, а Матрена (22 ноября) зиме вспять повернуть не дает.

Если хорошая погода, то стоять ей три недели.

Кто на Сергия новый головной убор наденет, у того весь год голова болеть не будет.

 

Ссылка на сообщение

-21 октября (8 октября по старому стилю) Пелагея и Трифон.

Наступали настоящие холода, и люди готовили к зиме шубы и теплую одежду.

Чтобы зима врасплох не застала, надо заранее теплую одежку готовить.

С Трифона, Пелагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет.

Худо, коли зима врасплох застанет - шапкой с ног свалит.

В старину рачительные хозяева торопились в этот день до ледостава опустить в омуты бочки с засоленными огурцами.

Подо льдом температура воды никогда не падает ниже плюс четырех — рекомендуемого ныне в современных холодильниках «режима».

Лучших условий для хранения овощей на Руси было не найти.

Весной же бочки поднимали из воды — и на столе появлялись хрусткие огурцы.

 

-22 октября (9 октября по старому стилю) Яков день. Яков Дровопилец, Студеный.

Наступает пора заготовки дров на зиму. Яков пришел, холода принес.

Первые признаки наступающих холодов – выпадала первая снежная крупа.

Говорили:

«Яков пришел – крупу послал».

С Якова дня на мельницах или домашних круподерках и крупорушках принимались обдирать просо, овес, ячмень.

Мололи пшеницу на крупу. Кашам в эту пору отдавалось предпочтение.

Яков день так и называли – Днем первой каши.

В каждой семье в день апостола Якова заваривали первую кашу, со свежим ароматным постным маслом, а то со свиным или бараньим салом.

Пекли пирог с кашей из новой крупы, приглашали гостей.

Без каши обед не обед. И каждый год у каши был свой праздник, особый «почин» – «Яков день».

Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

Русского мужика без каши не накормишь.

Заварил кашу, так не жалей масла.

 

-23 октября (10 октября по старому стилю) Евлампий Зимоуказатель.

На Евлампия рога месяца показывают на ту сторону, откуда быть ветрам.

Если рога месяца на полночь (на север) - быть скорой и строгой зиме, снег ляжет посуху;

если на полдень (на юг) - скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится.

Ссылка на сообщение

-24 октября (11 октября по старому стилю) Филиппов день.

Крестьяне зерно на мельницу возят.

Наступает канитель — распутица, на дорогах грязь, а по делам выезжать надо. Торопиться надо, некогда канителиться, хотя и сам Филипп к печи прилип, так дороги развезло.

Если на Филиппа снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной будут хорошие заработки.

Если на реке лед установился - надо походить по нему: денег будет много.

 

-25 октября (12 октября по старому стилю) Пров и Андрон Звездочёты.

На Прова до полуночи наблюдают за звездами, угадывая по ним погоду, и будущий урожай.

В народной астрономии со всякой крупной звездой или планетой, обыкновенно, связано было несколько примет и множество легенд.

Говорили, что если звезд на небе много, будет хороший урожай гороха.

Звезды яркие на Прова — к морозу.

Тусклые звезды — к оттепели.

Если звезды мигают - к перемене погоды, пылают - к ветрам и сухому году.

В этот день чествовали мельников, проводили заговоры от болезней и тоски.

 

-26 октября (13 октября по старому стилю) Агафонов день. День Иверской иконы Божией Матери. Банное обиходье.

Выгоняли из больных падучую. На полке протопленной бани прели настои из целебных трав. Считалось, что в этот день особо целительна парная баня с настоями трав.

Иверская икона Божией Матери была очень почитаема на Руси.

Ей молились об избавлении от разных напастей, об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли.

Ссылка на сообщение

-27 октября (14 октября по старому стилю) День Параскевы. Параскева Грязниха, Порошиха, Льняниха.

Если же этот день приходится на пятницу, называется Параскевой - Пятницей.

На грязниху не бывает сухо. Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водою, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.

Если на Параскеву большая грязь, то до зимы осталось четыре седьмины (4 недели). Ненастная осень - дождливая весна.

Яркие звезды на Параскеву – к хорошему урожаю»,

«Коли сухо и ветрено, то в следующем году лето сухое и не особенно урожайное, а коли дождь и тихо – будет урожай богатый».

Делали заговоры на изобилие в доме.

Первые вязки льняного волокна несли в церковь для освящения.

Параскева - Пятница считалась покровительницей рожениц.

По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

Было еще одно название этому дню - Параскева Трепальница (лен треплют).

В этот день женщинам запрещалось прясть и стирать.

Начинают мять и трепать лен.

В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.

 

-28 октября (15 октября по старому стилю) Ефимий Осенний, Благочестивый.

Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, на природу сон навевает.

Зима начинает набирать силу.

С этого дня в дома возвращается кикимора, изгнанная летом, начинает девушкам да бабам мешать. Пряжу путать.

Когда кикимора садилась за ткацкий стан, то становилась видна.

Тогда надо было попросить святого Евфимия об изгнании нежити.

Осенишь ее крестным знамением — она и исчезнет.

В этот день продолжали мять и трепать лен.

 

-29 октября (16 октября по старому стилю) Лонгин Вратник, Сотник. 

Лонгину Сотнику молились об исцелении от глазных болезней.

Из сундуков, из пестерей зимние одежды выносят проветривать на улице, подставляли ее под солнечные лучи, прокаливали на морозце.

Солнечный свет хоть и недолог, а в этот день нам дорог.

Солнечный свет морозцем прихвачен, добр и целебен.

Традиционно в этот день избегали воды и всех дел, связанных с водой.

Ссылка на сообщение

-30 октября (17 октября по старому стилю) День Осия Колесника.

На Осия — колесо с осью до весны расстаются, с осенью колесо прощается.

Телегу в сараи ставили, сани вытаскивали. Устанавливался санный путь.

Быстро тает день - не привяжешь за плетень.

Гадали по скрипу тележных колес об урожае: если в этот день колеса едут тихо, не скрипят — к богатому урожаю.

И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно.  :D

 

-31 октября (18 октября по старому стилю) Луков день. Лука. День Луки.

Святой апостол и евангелист Лука был врачом и живописцем, наставником живописи. Ему также молились о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой, об исцелении глазных болезней.

Лук – врачеватель и целитель. Недаром говорилось:

лук – от семи недуг.

Лук да баня – все правят.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

От гнести он избавляет, ворогушу - гнетуницу прочь отсылает - за семь верст синих, в болотину. Пока она кусты голубицы да вереска к земле пригнет, человек силы соберет.

Гниль из человека выводит лук, хилость.

В Луков день в больших селах и городах устраивались «луковые базары».

Хотя торговля луком не считалась прибыльной, но поскольку был спрос, постольку шел и сбыт.

Про то и говорилось:

«Луком торговать – луковым мочалом и подпоясываться».

За неприхотливость, обилие и дешевизну лука и возносились благодарные молитвы апостолу Луке.

Наблюдали за листьями: самый поздний листопад у дуба и осины.

Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

Ссылка на сообщение

Ноябрь

 

-1 ноября (19 октября по старому стилю) Иванов День. Проводы Осени, встреча зимы.

Было поверье, что баламутит на 1 ноября конюшенный домовой: гриву треплет, в косицы заплетает, на дыбы вставать жеребцов принуждает.

В этот день встречали зиму и провожали осень.

Наступали настоящие морозы. Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть.

Примечали погоду:

«Если в этот день холод и снег – весна будет поздняя и холодная, а если оттепель – тёплая».

В этот же день резали кур, яства всякие из них готовили.

 

-2 ноября (20 октября по старому стилю) Артемьев день. Артемий. Садок.

Садока молят об избавлении от случайной смерти.

К Артемию обращаются за помощью при грыжной болезни.

Квасят капусту.

Занимаются починкой заборов, потому что считали: чем лучше да крепче забор, тем урожайнее следующий год будет.

День Атаманов, воинских предводителей.

С этого дня к человеческому жилью начинают приближаться волки.

Если волки на Артемия воют — к морозам. Если волки воют стаями — к голоду.

Есть поверье, что на защиту рожденного в этот день встает мать зверям - волчица.

И близок этот человек по духу лесу, зверям, птицам.

Волчий корень - ему покорен. Волчье лыко - его улыбка. Мать зверям - волчица - его заступница.

 

-3 ноября (21 октября по старому стилю) День Иллариона. Пороша.

С этого дня начинает заметать пороша.

Первая пороша - не путь. А вот днем еще грязно.

Надо помнить: Бездорожье хулить - по белу свету не ходить.

Если на Иллариона снег ляжет на сырую землю и не растает — весной рано зацветут подснежники.

На Иллариона выпадет снег на мерзлую землю — в следующем году следует ожидать хорошего урожая хлеба.

 

Ссылка на сообщение

-4 ноября (22 октября по старому стилю) Казанская. День Казанской иконы Божъей Матери. Казанская Бабья Заступница (один из главных женских праздников).

На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре.

Это был своего рода рубежный день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима.

С этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов.

Суровая зима предстояла, по поверью, если осенью был снят хороший урожай.

К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы.

Кто на Казанской женится – счастлив будет, не раскается.

Делали праздничную выпечку, опасались отправляться в дальнюю дорогу.

Заканчивались сезонные строительные работы, и землекопы, каменщики, плотники, штукатуры, маляры, получив расчет, возвращались домой, в свои деревни.

Договор: «На Казанскую – расчет!» – никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

В этот праздник часто устраивали в деревнях пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся из города с работ в деревню.

По этому дню в старину судили о наступающей зиме.

Первый заморозок. Что Казанская покажет, то и зима скажет.

Казанской не зима, с Казанской - не осень.

На Казанскую, по мнению русского народа, всегда идет дождь.

А коли на Казанскую дождь пойдет — все луночки нальет, а снег пойдет — все дороги заметет.

Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами лежит.

Если в этот день пойдет дождь, ожидают скорого наступления зимы.

На Казанскую ясный день - к похолоданиям.

С Казанской мороз не велик, да стоять не велит.

С Казанской тепло морозу не указ.

Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади.

Было принято на Казанскую проветривать и можжевельником окуривать подпол, чтобы не было плесени, а запасы хорошо хранились и не иссякали.

Ссылка на сообщение

-5 ноября (23 октября по старому стилю) Иаков. Яков. День Якова.

Снежная крупа или град предвещают, что в Матренин день (22 ноября) зима на ноги встанет.

На Якова водили последние осенины – проводы осени. С Якова уже ждали зиму.

По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал.

Если в этот день выпадал глубокий снег и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным.

Снега надует – хлеба прибудет,– гласила поговорка.

Как бы там ни было, а с Якова начиналась настоящая зима во всей средней России.

В народе считали: С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима.

И весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая.

В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел.

Считалось, что чем больше меда съест хозяин в этот день и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году.

В этот день старались заготовить последние дрова в зиму.

Считалось, что это обычай принесет в дом тепло.

Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу.

В этот день гужи из сыромятной кожи делали, да всю конскую сбрую и упряжь проверяли, что все было справно.

Крестьяне помнили, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба, когда ты о нем думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к нему в пору, когда оно голо. И взять с него нечего.

Разламывая кусок пирога и раскидывая по полю, крестьяне верили, что зимние птицы - снегири, свиристели, чечетки, вьюрки - прилетят к полю и своими голосами успокоят землю, чтобы дала она богатый урожай на следующий год.

Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, за другую сам два дает.

 

-6 ноября (24 октября по старому стилю) День Арефы. Светец. Скорбящая Божья Мать.

С этого дня начинались девичьи зимние посиделки, отсюда и день этот называли Светцем при вечерней лучинке. А прясть и ткать самый срок.

Собирались на них девушки, песни пели, пряли и ткали.

Вытканые узоры, травы и птицы, когда горела лучина, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви.

Скорбящую Божью Мать считали избавительницей от скорби и болезней. Ей молились, чтоб исцелила от всех болезней.

 

-7 ноября (25 октября по старому стилю) Красная горка.

В этот день вся природа и земля плакали — дождиком или снегом.

Полагалось вспомнить всех сирых да убогих, несчастных да обиженных, пожалеть их. В этот день поминали родственников — и дома за столом и на кладбище.

Вопили бабоньки, припав к землице, о родных своих ушедших.

Из любви к усопшему родственники соблюдали в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения.

Придя на кладбище, зажигали церковную свечу, молились об умершем, читали акафист об упокоении его души.

Обязательно прибирали могилу, а потом немного молчали, вспоминая дорогого человека.

Есть или пить (особенно водку) на кладбище не полагалось.

Еду на могиле не оставляли — отдавали ее нищим.

Торгующие зерном с этого дня не должны были переезжать с места на место — в противном случае им не было удачи в продаже остатков хлеба.

Торговцам в этот день вообще воспрещалось есть хлеб.

Ссылка на сообщение

-8 ноября (26 октября по старому стилю) День поминовения Предков. Дмитриев день (иначе он называется Родительским днём, по обычаю, в этот день поминают усопших). Дмитровская неделя – родительская суббота. Помин по усопшим воинам.

Поскольку определенно установленный день памяти Дмитрия Солунского приходится в различные дни недели, то и Дмитриевская родительская суббота отмечается в разные календарные дни.

Живы родители - почитай, умерли - поминай.

Зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.

На Дмитрия девки хитры — собираются замуж.

До Дмитра девка хитра; а после Дмитра еще хитрее (выйдет замуж).

После Дмитра не будет (девка) такова.

Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.

 

-9 ноября (27 октября по старому стилю) Зарок на Параскеву. Обеты.

В этот день давали обеты — обещания — выполнить какую-нибудь работу или заповедь.

Бабы по обету должны были за одну ночь выткать пелену для иконы Пресвятой Девы Марии. Начинали прясть обыденную пелену.

Этот день называли еще Зарок на Параскеву, ибо, если в доме было несчастье или пришла беда, надо было выполнить зарок — и сделать его в полном молчании, — а следующим утром пойти к Параскеве в церковь помолиться и испросить себе милости Божией и помощи святой мученицы.

 

-10 ноября (28 октября по старому стилю) Параскева Пятница - Бабья Заступница. Параскева Льняница.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах.

В день ее памяти не работали, даже если этот день приходился не на пятницу, а на другой обычный день недели.

Начинают мять и трепать лен, готовить для продажи.

Вся неделя, на которую выпадет этот день, - Пятницкая Неделя.

Параскевия Пятница, с одной стороны, совпадала и даже заслоняла собой христианскую Богородицу, а с другой - наследовала и завещала Макошь (Мокошь), древнейшую богиню славянского язычества: богиню пряху, покровительницу земного счастья.

Поговорка предостерегала: Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.

В пятницу нельзя было ни мыть голову, ни купать детей.

К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день, и сходили немочи детские, чахлость осенняя.

Животворящая сила источника Параскевы указует бабам: в этот день белья в воде не мыть, вальками у воды не стучать, веретеном свет белый не сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь, мол, сорок грехов.

Первый зимний день. Осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла. На Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов.

Бабы и девки устраивали "льняные смотрины":

Вытрепанный лен -первак показывали друг другу, хвалились своим рукодельем. Девушки стремились показать свое искусства парням и будущим свекровям.

Ссылка на сообщение

-11 ноября (29 октября по старому стилю) Аврамий Овчар и Анастасия Овечница.

Анастасия считается заступницею овец, а Аврамий - покровитель овчаров, которые справляют в этот день свой праздник.

Овчаров принято угощать в этот день, пекли пироги и угощали их всем миром.

Женщины носили в избы овчаров и пастухов угощение — пироги из новой (свежей) муки, — чтоб овцы водились и чтоб овец летом уберегли.

С этого дня крестьяне начинали стричь овец.

 

-12 ноября (30 октября по старому стилю) Зиновий и Зиновия. Юровая. Праздник Рыбаков и Охотников. Праздник Псарных Охотников. Синичкин день.

Не велика птичка - синичка, а и та свой праздник помнит.

Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною.

Взрослые и дети мастерили кормушки для птиц.

Первое массовое появление синиц, а с ними вместе: снегири, сойки, чечетки, свиристели - признак приближающихся больших холодов.

Юровая - народный праздник рыбаков и охотников.

В Сибири день Зиновия считали праздником рыбаков.

На Иртыше, Оби, Енисее и других реках с Зиновия отправлялись на лов красной рыбы. И добрый улов непременно отмечали хмельной пирушкой на высоком берегу реки – на юру.

Праздник первого улова так и назывался – «Юровая».

Охотники собираясь на охоту за зайцами, сходились пировать в одну избу.

Если в этот день выпадет снег, то они, вместо пирушки выезжали на травлю зайцев.

В этот день непременно нужно было затравить хотя бы одного зайчишку, называвшегося «именинным», иначе охотников ждала неудача весь год.

И в первый день охоты на зайцев не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак.

Добыв косого, бывало, говорили:

Коня положили, да зайца уходили.

«Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублев».

Плохой приметой считалась в этот день встреча на охоте с волком.

 

-13 ноября (31 октября по старому стилю) Никодим.

Никодима почитали как хранителя дома от огня и пожаров.

Он оберегал семьи от несчастий и разных бед.

В этот день переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых.

Из кур блюда разные готовили.

Ссылка на сообщение

-14 ноября (1 ноября по старому стилю) Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы.

По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок.

На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым.

Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.

С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше:

Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.

Кузьминки были еще и девичьим праздником.

В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша.

Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.

Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года.

За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.

Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем.

Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт.

Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила.

Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье.

Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.

На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз.

Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

 

-15 ноября (2 ноября по старому стилю) Акиндин и Пигасий.

Акиндин разжигает овин, Пегасий солнце гасит.

Световой день убывает.

Шла сушка хлеба в овинах и его молотьба.

Как известно, в овинах сушат зерно, разводя в нем огонь.

 

-16 ноября (3 ноября по старому стилю) Анна Холодная.

В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов России зиме и будущем урожае.

Анна без снега — жди хлеба. Анна пришла — снега принесла.

Анна холодная — осень голодная.

Дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом — к буре.

Если печеный хлеб на улице замерзнет, скоро морозы будут.

Облака плывут низко — ожидай стужу.

 

-17 ноября (4 ноября по старому стилю) Еремин день. Ерёма - Сиди Дома.

По представлениям русского народа, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить.

Поэтому ни огня, ни углей соседям не дают, иначе счастье из дома уйдет.

Ни огня, ни уголья из дома не дают, счастья пытать не идут.

 

Ссылка на сообщение

-18 ноября (5 ноября по старому стилю) Галактион. Иона.

В этот день девицы умоляют Бога послать им истинных мужей.

Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов. Говорят, что с этого дня осень разъезжает на гнедой кобыле.

 

-19 ноября (6 ноября по старому стилю) Павел Исповедник и Варлаам Хутынский - Ледоставы.

Наступает пора подледного лова. Если у лошадей в этот день хороший аппетит, то зимой они болеть не будут, а если корова на Павла дает много молока, то и зимой хорошие удои будут.

Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись.

На многих речках появляется лед.

Если день богат снегом, то и вся зима будет снежная.

Если лёд на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будет гладко.

 

-20 ноября (7 ноября по старому стилю) Федот.

Федот - лед на лед ведет.

Женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде.

Реки льдом покрывались — зимние дороги открывались.

С Федота можно было по льду на реках на санях ездить.

С Федота до будущего года реки замерзли.

Если на Федота дорога бугром, то и хлеб бугром, т.е. хорошим, набористым.

Ссылка на сообщение

-21 ноября (8 ноября по старому стилю) Михайлов день. Михаил Архангел.

Михайло мосты мостит. Михайловские ранние морозы.

Начинались михайловские праздники - пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ.

С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.

В Михайлов день наблюдали: Коли на Михайлов день иней – ожидай больших снегов, а коли с утра туман – ростепели быть. Считали, что Михайловым днем зима еще не начинается.

Утверждали: С Михайлова дня зима не стоит, земля не мерзнет.

Но уже после Михайлова дня «зима морозы кует». И стужи следует ждать со дня на день.

Если Михайло Демьянов путь порушит, не жди пути до зимнего Николы (19 декабря). Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане.

Этот праздник был «гостевым». В обычае было в Михайлов день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать.

Крестьяне угощались своим пивом, пирогами из нового хлеба, свежим медом. И жаренья и паренья было вдоволь.

Неделю еще гуляли. А потом наступал долгий и строгий Филипповский пост.

 

-22 ноября (9 ноября по старому стилю) Матрена зимняя. Матренин день.

С этого дня зима встает на ноги, налетают морозы.

Облачная, снежная погода - жди ненастного мая.

Иней - урожай овса, дождь - пшеницы. Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе будет.

Если в этот день гусь войдет на лёд, то будет ещё плавать по воде (растает).

Если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

С Сергия (25 сентября старого стиля) зима починается, с Матрены устанавливается.

 

-23 ноября (10 ноября по старому стилю) Родион и Ераст. Родион Ледолом.

Ераст - на всё горазд: и на холод и на голод и на бездорожную метелицу.

С Ераста жди ледяного (крепкого) наста. Большой туман предвещает большую оттепель.

В этот день крестьяне освящали в церкви хлеб с большим куском соли - это приносило здоровье домашнему скоту.

Если корову зимой продавали, то покупатель был вправе потребовать к ней освященного на Ераста хлеба.

Ссылка на сообщение

-24 ноября (11 ноября по старому стилю) День Федора Студита. День Екатерины Санницы.

В этот день Федор начинает землю студить. На Федора наступает стужа, с каждым днем все хуже.

Если в день Федора на улице шел мокрый снег или стояла сырая погода, то до 4 декабря быть еще оттепелям.

Также считалось, если на Федора Студита тепло, то и зима будет теплая, а если холодно, то и зима будет холодная.

Если на Федора засветит солнце, то быть скорому похолоданию.

На Екатерину Санницу люди собирались со своими товарами на дальние рынки.

На Екатерину устраивали праздники, различные гулянья, также было популярно различные деревенские гадания и первое катание на санях.

 

- 25 ноября(12 ноября по старому стилю) День Иоанна Милостивого.

Если в этот день идет дождь, то до 4 декабря быть еще оттепелям.

День окончания осеннего свадебного периода.

«Если в этот день выпадет снег, то оттепели продолжатся до Введения (4 декабря)», «Коли на Ивана - снега, зима до Введенья с места не сдвинется».

Одаривали нуждающихся; делали заговоры на достаток и счастье, на счастливую долю для детей.

 

- 26 ноября – Иоанн Златоуст(13 ноября по старому стилю)  День духовной чистоты, внутреннего покоя человека и природы.

Земля на Златоуста погружается в сон до весны, на день Иоанна Златоуста все останавливается в росте.

«Частое ненастье да иней на деревьях – к хорошему урожаю».

Обычно в этот день всегда холодно.

В старые времена в этот день холопам разрешалось переходить от одного хозяина (барина) к другому, но царь Иван Грозный отменил это.

Заговаривали детей от немоты и болезней, молились о неизбежном суде над обманщиками и мздоимцами.

Ходили в гости и принимали гостей, устраивая сытное застолье.

С этого дня обычно наступала пельменная пора – готовили пельмени всей семьёй и замораживали их прямо на улице.

 

Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...