Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам


Рекомендуемые сообщения

- 13 июля (30 июня по старому стилю) День Двенадцати апостолов. Проводы Весны.

В этот день устраивают проводы весны.

Делали соломенную куклу, обряжали ее в сарафан, на голову надевали венок с цветами, на шею - ожерелье.

Куклу носили по селу с песнями, а потом раздевали и бросали в реку.

На закате угощали пастухов яичницей, водили хороводы и пели песни, обменивались окрашенными в желтую краску яйцами, пили брагу.

Крестьяне, собираясь на покос, одевались во всё лучшее.

Если кукушка продолжает куковать, лето будет хорошее и долгое.

 

-14 июля (1 июля по старому стилю) Кузьма и Демьян. Летние Кузминики.

Разгар сенокошения. Идет прополка огородов.

Выходят с этого дня на покосы.

Говорят: «Кузьма - Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли.

Огородники начинают полоть гряды и вырывать так называемые «корневые овощи» для продажи.

Летние Кузминики — праздник женский.

В этот день устраивали женские сборные пиры — братчины, готовили растительную пищу, пили пиво.

Девушки варили кашу - сыпчину, «сборную» общую кашу, на которую каждый приносил что мог: кто муку, кто зерно, кто сахар, кто соль.

Идет сбор малины и крыжовника.

 

-15 июля (2 июля по старому стилю) День Фотия. Берегиня.

В этот день по старой памяти чествовали Берегиню - покровительницу живущих по берегам рек и защитницу здравия.

Она хранила крестьянский от всех напастей, от недородов.

Она берегла крестьянский скот, была пособницей рыбакам.

По древним поверьям, в этот день Берегиня оглядывает сенокосные угодья, полнит травы целебными силами.

Позднее вера в Берегиню перешла в такие заговорные слова:

"Матушка Сырая Богородица, сыми с мово сердца тяготу.

Встану благословись хлеб - соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимиочи!"

Руки Матери Сырой Богородицы как бы держат цветы и травы.

Вышивальщицы украшали полотенца знаками росы, животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала бы усталость, передавала бы утреннюю прохладу. В сенокосную пору полагалось вышитые полотенца выносить на луга.

Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, свято веруя, что образ Матери Сырой Богородицы проник к их душам и не оставит и ныне, и впредь.

Ссылка на сообщение

Цитата IrinaA

-12 июля (29 июня по старому стилю) День Петра и Павла. Петровки.

...

Речное купанье в этот день очищает от грехов прелюбодейства.

...

 

вона как оказывается...

Ссылка на сообщение
Цитата АлександрС

вона как оказывается...

 

да, оказывается всё так просто... ;)

Вот и прошла середина календарного лета :)

 

-16 июля (3 июля по старому стилю) Мокий и Демид. Маков День.

На Мокия лучше не начинать новых дел и вообще следует быть острожным.

Мокий и Демид в поле стоят Мокий землю мочит, а Демид — на стогу стоит.

Мокий поля орошает, а Демид с сеном убрать поспешает.

Еще этот день называли Стожары, или Сажар.

Стожары — это созвездие Плеяд, Медведица.

Появление сего созвездия предвещает звероловам счастливый поиск.

Не видя его, они ни за что не решатся быть в лесу за охотой.

Поэтому говорят: «Коли звездисто и стожар горит, иди смело на медведей».

На Мокия, в Маков день, собирали мак.

В этот день часто бывают грозы.

 

-17 июля (4 июля по старому стилю) Андрей Налива.

В этот день чтили овес и этого дня озимые наливаются.

Озими в наливе, греча на всходе.

Среди лета появляются на деревьях желтые листья - к ранней осени и зиме.

Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет.

Озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос.

Зерно в колоске, не валяйся в холодке.

Выпадавший в этот день дождь называли андреевским.

Примечали: "Каков Андрей Налива - таков и Калинник (11 августа)".

 

-18 июля (5 июля по старому стилю) Афанасьев день. Афанасий Афонский.

Афанасьев день - месяцев (лунный) праздник.

Этот день считается праздником месяца.

Вечером выходят смотреть на месяц. «Глядеть, как месяц играет, - силы копить».

Коли месяц играет - хороший урожай.

Если месяц светит ясно, осень будет сухой и тёплой.

Ссылка на сообщение

-19 июля (6 июля по старому стилю) Ермий и Сисой.

В этот день непременно полагалось окончить посевную.

"Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать". Сысой — ходи по росе босой.

В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье.

На Сысоя и роса звенит, коли под косу летит.

От Сысоевых зовов роса силу берет, колос наливается.

Хлеб подминается худой — не намолен Сысой.

 

-20 июля (7 июля по старому стилю) Авдотья Сеногнойка. Фомин День.

Если на Авдотью дожди, то продлятся они несколько недель.

Если пойдет дождь, то сгноит все неубранное в копны сено.

В этот день говорят: Фома серпы ладит — начинается жатва.

На Фому снимают первые огурцы.

К Фоме начинают созревать вишни и ранние яблоки.

 

-21 июля (8 июля по старому стилю) Казанская. Прокопьев день. Зажинки. День иконы Казанской Божьей Матери. Прокопий Жнец, Жатвенник.

Коли черница поспевает, то поспела и рожь. Начало уборки ржи.

Зажинки, вязали зажиночный сноп.

Начало уборки ржи (перед началом жатвы праведному Прокопию заказывали молебны, после чего бывали общественные трапезы).

Пошли грузди, поспела черника.

«Черника уведет от живота лихо».

Из старинного травника: «Ягоды целебной черники имеют силу прохладительную и сжимательную.

Их употребляют в отварах с водой, или с вином - от поноса, от цинги, для утоления жажды и жара».

Если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве.

На Казанскую всегда гроза бывает. С Казанской начало самой сильной жары.

Ссылка на сообщение

-22 июля (9 июля по старому стилю) Панкратий и Кирилл.

Всей семьей пробуют первые огурцы.

Кстати, помните, первый вызревший огурец, надо сорвать скрытно и в самом потаённом уголке огорода закопать, что-бы на следующий год не оставил вас огуречный покровитель Фалалей без урожая.

 

-23 июля (10 июля по старому стилю) Антоний Громоносец, Рясочник.

Грому в Антониев день придавали особое значение.

Считали:

«Если гром в постный день (например, в среду или пятницу), будет хороший улов рыбы.

Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню».

День ряски — водяной лекарственной травки, плавающей по поверхности водоёмов.

Ряска речная - ее облюбовывают на платье себе русалки.

Дождь - рясочник ряску растит, а водяные девы рвут.

На Рясочника размножившуюся в жару ряску вилами с воды собирали, корзины ею наполняли.

Несли ряску для кормления домашней птицы, а также использовали в саду в качестве удобрения.

Девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева-«рясочники».

 

-24 июля (11 июля по старому стилю) Ефимья Стожарница. Ольга Сеногнойка, Страдница.

Всем миром жнут.

И дряхлым старикам не время кряхтеть надобно о хлебе радеть.

Сияние Стожар предвещает удачную страду.

Стожарами называют Большую медведицу.

Ольге молились о хорошей погоде, о милосердии к жницам, о том, чтобы дала она им время закончить свой работу.

Пору эту называли «страдно-грозовой», потому что во время страды часто бывали грозы.

Если гром в постный день — будет хороший улов рыбы.

Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

 

-25 июля (12 июля по старому стилю) Прокл Плакальщик. Великие Росы.

С этого дна выпадают большие росы.

Говорили: На Прокло поле от росы промокло.

Собирали великие и целебные росы для врачевания (особенно от глазных болезней). Советовали хорошо умываться и особенно протирать глаза утренней росой.

Этой же росой, собранной рано утром, смывали порчу и сглаз.

Проклова роса - сеногнойная (крестьяне спешат до Прокла высушить сено грядушками).

Утром сильная роса и туман - к хорошей погоде.

Нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью.

А если хорошая роса — день будет пригожим.

 

-26 июля (13 июля по старому стилю) Гавриил. Архангел Гавриил.

В этот день говорили: Архангел Гавриил на хлебное поле ступил.

Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает.

Жатва продолжается.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.

Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

Пока колос в поле, тружись подоле.

Сухая погода в этот день обещала хорошую осень, а коли сильные дожди припустят — урожай погибнет.

Ржица - матушка поспела, к земле клониться велит.

 

-27 июля (14 июля по старому стилю) День Акилы.Дозоры 

На Акилу наступают дождливые дни, вырастают грибы.

В этот день в поле было принято угождать «Полевому» - невидимому хозяину поля. Ему всегда оставляли кашу у последней полосы сжатого поля, а на самой полосе - пучок ржи.

В полях дозоры выставляли.

 

-28 июля (15 июля по старому стилю) День Кирика, Улиты и Владимира.

По народному календарю этот день считается серединой лета.

На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит.

Считается, что в этот день солнце светит особенно ярко.

Женщины праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. Полагалось в этот день поболе отдохнуть.

Говорили: «Кирики — всегда мокродырики», — потому что в этот день часто шел дождь.

В поле было в этот день лучше не ходить — нечистая сила там гуляла.

Не жни на Кирика и Улиты - маньяки (видения) увидишь.

Ссылка на сообщение

-29 июля (16 июля по старому стилю) Афиноген. Афиногенов день.

Лето прошло знойный возраст.

День этот имеет большое значение для начала жатвы:

"Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду".

"Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом;

Финогей с дождем - копногной, хлеб в снопе прорастет".

"На Финогея молись солнышку - проси Бога о ведрышке".

Холодают ночи.

Когда в этот день начинают жать, оставляют на ниве несколько колосьев на корню. Этот несжатый клочок называется "володка на бородку", "финогеновы володки". Первый сжатый сноп называли прежде именинником.

Его относили в избу, в красный угол под иконы.

В былые времена первый сноп относился в дом к помещику, который обязан был встречать его со всей семьею.

Именинный сноп обладал чудодейственной силой: его соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными и для скотины и для людей.

Без именинного зерна не начинали посева.

Старухи выходили накануне жатвы в поле и завивали бороду Волосу.

Этих колосьев никто не смел касаться.

Волоткой называли верх снопа, а колос - волокном.

Лето перешагивает зной, кончаются жаркие дни, и ночи становятся холодней.

Ботва у моркови поникает - к дождю.

Частые туманы - к большим грибам.

Краснели от ягод лесные поляны, тяжелели малинники.

На Афиногена пташки задумываются.

 

-30 июля (17 июля по старому стилю) Марина.

Время отблесков грозовых, предвестий пожарных, иссушающие зрение, и смотреть на них нельзя.

Говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».

Существовала также легенда о том, что некогда жила-была морская царевна Марина, но не понравилось ей жить в палатах своего отца — Морского царя, — и сбежала она на землю.

И вот каждый год вдень рождения Марины вспоминает царь морской о беглянке, страшно гневается, и потому видны огненные стрелы, которыми пронзает он небо. Начинали задумываться об осени.

Не случайно в эти дни наблюдали за погодой: по народной примете, осень будет такой, как два последних дня июля и первый день августа - последнего летнего месяца.

 

-31 июля (18 июля по старому стилю) Омельян.

Заканчивалась жатва. Серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом.

Приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окроплялись.

Топят бани, парят веники из травы и цветов, смывают усталость страдную.

С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок.

Говорили: «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, велит заготавливать».

«На зимний стол август готовит разносол».

 

Ссылка на сообщение

Вот и август! :)

 

-1 августа (19 июля по старому стилю) Макринин день. Макриды.

Месяц открывается днем Макриды - указательницы осени.

Смотри осень по Макридам. Макрида мокра - и осень мокра, суха - и осень тоже. Летние работы кончаются, осенние начинаются.

Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму.

День Макриды считается важным и для будущего года.

"Коли на Макрины дождь, на следующий год уродится рожь".

Оводы на Мокрину кусают последний день.

Если полетел пух с осины — иди за подосиновиками.

«Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов».

В этот день запрещалось заниматься прополкой - «чтобы не гнили овощи».

 

-2 августа (20 июля по старому стилю) Илья Пророк. Ильин день.

Пророку Илии молятся о дожде в засушливый сезон.

На Илью до обеда лето, после обеда осень.

Примечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Перестают купаться в реке.

С Ильина дня идет поворот на осень, хотя лето со своей жарой еще простоит долго. Заканчивается сенокос, начинается жатва.

В Ильин день обычно произносили заговор на семена:

«Батюшка Илья, благослови семена».

Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.

Илия пророк не только "зажинает жито", но и покровительствует домашним животным: телятам, баранам, козлятам.

На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, кони наедаются.

Илья лето кончает.

"Во что Илья, в то и Воздвиженье" (27 сентября).

Начинаются утренники.

С Ильина дня воды стынут – конец купанию.

Второй урожай грибов.

На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.

На Ильин день зверь и гад бродит по воле.

С Ильи-пророка первый выезд на волков.

После Ильина дня комары перестают кусаться.

В день Ильи капусту накрывают горшком, чтоб была бела.

Перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезают первые соты.

Придёт Петрок – сорвёт листок, придёт Илья – отщипнет два.

На Ильин день – до обеда лето, после обеда осень.

Зима с летом борется.

До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру.

Придет Илья — принесет гнилья (дождей).

 

-3 августа (21 июля по старому стилю) Онуфрий Молчаливый.

На Онуфрия ладят закрома - отведенные места для зерна в амбарах.

Просушить, подготовить места хранения - к приёму нового урожая и хранению растений зимой.

Работали в этот день молча в память Онуфрия Молчальника.

Приступают к сбору яблок.

Ссылка на сообщение

-4 августа  (22 июля по старому стилю)День Марии Магдалины. Мария Ягодница. День громов.

В этот день начинается уборка пшеницы.

В день Марии Магдалины, в поле никто не работал – гроза могла убить.

Коли в этот день гроза – будет сена за глаза.

Если в этот день была сильные росы, то и льна будут косы.

На Марию Магдалины, достают из земли цветочные луковицы.

В этот день собирается красная и черная смородина.

 

-5 августа  (23 июля по старому стилю) День Трофима-Бессонник. Трофим – калинник-малинник.

На день Трофима-Бессонника – хорошему хозяину и день мал.

Когда идет работа, то и спать неохота.

Если долго спасть, то и добра будет не видать.

С дня Трофима-Бессонника начиналась пора страды, тяжелой работы.

В страде одна лишь забота – как бы не застоялась работа.

На Трофима с малинника и лыко не велико, да ягоды сладкие, а с калинника и лык можно надрать, да ягоду в рот не положишь.

Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.

Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: при­валит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.

 

-6 августа  (24 июля по старому стилю)День Бориса и Глеба

Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Борис и Глеб — поспел хлеб.

Ссылка на сообщение

-7 августа (25 июля по старому стилю) Анна Холодница, зимоуказательница.

С Анны начинаются холодные утренники.

Если утренник холодный, и зима холодная.

Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда - такова зима после декабря.

Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь - зима снежна и тёплая.

Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме.

Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то предстоящая зима наступит рано и ожидается морозной.

Муравьи увеличивают муравейники — зима холодная будет.

На Анну поспевает ранний урожай картофеля.

 

-8 августа (26 июля по старому стилю) Ермолай. Ермолай — хлеб прибирай.

С этого начинали ранний сбор яблок.

Однако есть их пока было нельзя — ждали Яблочный Спас.

Поспевает первый картофель.

 

-9 августа (27 июля по старому стилю) Пантелеймон Целитель, Зажнивный, Кочанный.

Никола Кочанский - вилки в кочан завиваются.

Предосенний сбор лекарственных трав.

Знахари собирают травы от многих болезней.

Рвут траву, думая с любовью о близких, загадывая о здоровье.

Над одной травой причитают, над другой помалкивают, третью с уговором рвут. Святой Пантелеймон считается покровителем всех врачевателей.

Пантелеймона называют Палий и боятся в этот день грозы.

На Пантелеймона грех возить хлеб и сено - Пантелеймон сожжет.

Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб.

 

-10 августа (28 июля по старому стилю) Прохор и Пармена.

Прохоры и Пармены - не затевай мены.

Прохор соху и борону ладит.

Пора наступает, если убраны озимые хлеба вновь поле перепахивать.

В этот день славили кузнецов.

Выкапывают луковицы тюльпанов.

Начинает увядать картофельная ботва.

Снимают плоды груши.

Ссылка на сообщение

-11 августа (29 июля по старому стилю) Калинник. Калинов день.

С этого дня начинаются сильные заморозки, которые могут убить хлеб.

Первые морозы, называющиеся Каллиниками.

"Пронеси, Господи, Каллиника мороком (туманом), а не морозом".

На Калинника туман - урожай на ячмень и овес.

Если спелый овёс во второй зазеленеет - осень будет ненастной.

Если закалинит (похолодает), так и в начале сентября утренники будут холодными.

 

-12 августа (30 июля по старому стилю) Сила и Силуан. Силов день.

Лучший срок сева озимых - рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильно. Святой Сила прибавит мужику силы.

На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба).

На "Силу" лопух берет от земли силу, как впрочем, и всё, родившееся в этот день. Считали, что на Силу "ведьмы обмирают, опившись молока".

Сильное мерцание звезд на рассвете обещает в ближайшие дни дождь.

Если на Силу ветреная погода и заморосил дождь - к долгой мокроте.

Если душно и тягостно, а насекомые особенно злы и едки, будет дождь.

Если пасмурно и прохладно - дождя опасаться не должно, и работы могут продолжаться.

 

-13 августа (31 июля по старому стилю) Евдоким.

Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который народ говорит: Успенский пост не голодный.

В эту пору всего много: хлеба нового, овощей, плодов, ягод.

Ели репу свежую, вяленую, пареную.

Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.

Ссылка на сообщение

-14 августа (1 августа по старому стилю) Первый Спас. Медовый (Мокрый) спас. Спас на Воде.

Праздник, с которым связывают окончание лета.  :(

Это день пчеловодов. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.

Строгим блюстителям обычаев и постникам только теперь разрешается есть мед. Первый добытый мед полагается освятить в церкви.

Первый Спас - начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят:

Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка.

На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи.

Отцветают розы, падают холодные росы.

Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот.

На Первый Спас святи колодцы.

Официально в церковном календаре первый Спас именуется:

«Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».

Этот праздник был установлен в 1164 году. И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во время богослужения в церкви.

На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны.

На литургии освящается вода.

Во многих местах в прежние времена совершали «крестный ход на воду» – к колодцам, на реку или озеро.

После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в «святую купель» стадо – освященная вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных.

С крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера.

А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь.

День первого Спаса празднуется как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.

Ссылка на сообщение

-15 августа (2 августа по старому стилю) Степан Сеновал.

Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь.

По тому, каковы дни 15-19 августа, определяли погоду на сентябрь - январь.

Косят отаву - отросшую траву. Кончают сенокосные работы.

В этот день особо берегут лошадей. Степан всегда считался в народе покровителем лошадей.

Многие крестьяне поили в этот день лошадей через серебро.

Искупав лошадей, они приводили их к студенцам (ключам в лесу), бросали в воду мелкую серебряную монету и потом поили лошадей из шапки, где так-же лежит монета.

От этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, «приходят в милость» у домового.

Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну.

 

-16 августа (3 августа по старому стилю) Антон Вихревей.

Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму.

Каков Вихровей, таков и октябрь.

Антон завихрит со всех сторон - будет злющая зима, толстый снег на домах.

Сильный холодный ветер - к морозной зиме; южный, теплый - к мягкой и снежной. В этот день могут зарядить дожди надолго.

 

-17 августа (4 августа по старому стилю) Евдокия. Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. Семь Отроков.

Поспевает малина лесная.

Последний сбор огурцов.

Авдотья Сеногнойка - дожди губят сено. С этого дня начинают идти дожди, вредные для сена.

"Семь отроков семь дождей несут".

Глядя на дождь, крестьяне говорили:

«Не идет, где просят, а идет где косят. Не идет, где жнут, а идет, где ждут».

Какова Авдотья – таков ноябрь.

Срывают огурцы, убирают чеснок, лук.

Ссылка на сообщение

-18 августа (5 августа по старому стилю) Евстигней Житник.

Каков Евстигней, таков и декабрь.

В этот день заклинали жнивы от нечисти.

В этот день полагалось замесить первый ячменный хлебец из первого намолота.

Ячмень - самый северный колосовой хлеб. Ячмень сеяли, пока цветет калина.

На Евстигнея едят сырой лук с хлебом, солью и квасом, отчего бывают здоровы и имеют свежий вид лица.

В комнатах развешивают связки луковиц, чтобы воздух очищался.

 

-19 августа (6 августа по старому стилю) Второй Спас. Преображение. Яблочный Спас.

Большой крестьянский праздник. Осенины.Яблочный Спас - массовое созревание яблок.

Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября).

Погода меняется. Каков этот день, такой и январь.

Это - день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром.

До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками.

Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться.

В лесах тем временем собирали малину, заготавливая ее на зиму.

Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными.

В этот день к церквам в селах и городах яблоки подвозили возами.

Возле церковных оград возникли яблочные базары.

Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах.

Было такое присловье:

Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают.

Встреча осени. Осенины. Начинается отлет журавлей.

Ко второму Спасу поспевают яровые.

Яблочный Спас - всему час.

Погода портится: Пришел Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.

Ссылка на сообщение

-20 августа (7 августа по старому стилю) День Марины. Марины, Пимены.

День Марины - не ищи в лесу малины: девки лес обойдут, дочиста оберут.

Если в этот день аисты готовятся к отлёту, осень будет холодная.

Пекли пирог с малиной.

И сеют, и жнут, и про осень бают.

 

-21 августа (8 августа по старому стилю) Мирон Ветрогон.

В этот день бывают сильные ветры. Ветры - ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

«На Михея дуют ветры-тиховеи - к вёдреной осени, на Михея буря - к ненастному сентябрю».

Каков Мирон Ветрогон, таков и январь.

Ранние инеи в конце лета – к урожаю будущего года.

В этот день собирали в лесу ежевику  и опята.

 

-22 августа (9 августа по старому стилю) День Матфея.

Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает.

Считалось, что в этот день молоко коров сосет змей, поэтому на пастбища их не выгоняли.

Лишний глаз при дойке коровы портит ее.

Корову по удоям считать — молока не видать.

Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.

С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы — больше молока коровы дадут. Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.

Куда стельная корова головой ложится (на полночь или на полдень), тогда и отелится.

Ссылка на сообщение

-23 августа (10 августа по старому стилю) Лаврентий. Воды стынут.

Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима - без вьюг и злых метелей.

Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень.

Эти же приметы пророчит хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени.

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

Лаврентий считается в народе целителем глазных болезней, ему молятся о прозрении и избавлении от бесов.

 

-24 августа (11 августа по старому стилю) Федор и Василий. 

На этот день приходится поверье о появляющемся на болотах белом коне, который скачет, ищет своего седока.

Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками.

В этот же день, по народной примете, на болотах и на кладбищах загораются блуждающие огни, вид которых смущает суеверных людей: считается, что это бродят души покойников и утопленников.

Стригли овец: до больших холодов успеют обрасти шерстью.

С Федора - Василия сельские шерстобиты начинали разъезжать по всей Руси, шерсть перерабатывали, шили одежду теплую на зиму, валенки валяли.

Святому Василию молятся об избавлении от греха сребролюбия.

В этот день ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь.

Усопшие являются наказывать пьянчуг.

 

-25 августа (12 августа по старому стилю) Фотя Поветенный.

День наведения порядка в хозяйственных помещениях жилища и во дворе - в кладовых и в сараях:

«На поветях всё хозяйское сокровище запрятано – нельзя допустить, чтоб «чёрт там ногу переломил»».

Примечали погоду: «Иней в этот день – к урожаю будущего года»,

«Если в этот день дождливо – бабье лето будет коротко»,

«Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».

Ссылка на сообщение
Цитата IrinaA

-23 августа (10 августа по старому стилю) Лаврентий. Воды стынут.

...

«Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».

 

не остыли пока - ещё купаюсь  ;)

а грибов белых... видимо будет видимо-невидимо  ;)

Ссылка на сообщение

-26 августа (13 августа по старому стилю) Тихон Страстной.

Ветры дуют тихо - к ведру, а бурей проносятся - быть дождливому сентябрю.

В этот день тоже было принято убираться в жилище, а также в хранилищах и погребах, которые обрабатывали от плесени для хранения урожая без потерь.

Заговаривали от недоброго слова в сенях. Чтобы не привились осенние гнили к хранилищам зимним.

Святитель Тихон Задонский помощник при избавлении от "всякого уныния".

В этот день обходили дом с иконой Божией Матери "Умягчение элых сердец", именуемой так-же "Страстная".

 

-27 августа (14 августа по старому стилю) Михеев день. Михей Тиховей.

День каменщиков — строителей храмов, крепостей, мастеров дел каменных.

Средний срок начала листопада.

Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет - то зима позже придет. Известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде.

Михеев день с бабьим летом бурей - ветром перекликается.

Михей с бурей - к ненастному сентябрю.

На Михея дуют ветры - тиховеи - к ведренной осени.

Завершается Успенский пост, начинается осенний мясоед, во время которого игрались заранее сговоренные свадьбы.

 

-28 августа (15 августа по старому стилю) Успенье.

Успение, важный праздник конца лета - начала осени.

Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени.

День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки.

Конец Успенского поста.

"Успение провожай, осень встречай".

В домах накрывали столы.

А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы.

Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы.

На Успение принято солить огурцы.

С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето.

Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным.

Успение – один из «двунадесятых» праздников, в народе его называли «великой пречистой», день упокоения Богородицы.

С давних времен Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца.

В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения.

Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и 'завить бороду' - перевязать ее лентой, приговаривая:

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!

А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года.

В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее, варили братское пиво.

Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье.

Молодежь водила хороводы.

Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму.

Поэтому примечали погоду на Успение.

Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же.

С Успенья солнце засыпает.

Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день (14 сентября). Предсказывают погоду на Старое бабье лето (с 14 по 21 сентября).

Если молодое бабье лето вёдреное - жди ненастья на старое.

Если на Успенье или в эти дни появится радуга - к затяжной и теплой осени.

Много паутины в бабье лето - к ясной и холодной зиме.

На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.

Оканчивается уборка и посев озимого хлеба.

Ссылка на сообщение

-29 августа (16 августа по старому стилю) Третий Спас. Спас на полотне, Нерукотворный, Хлебный, Ореховый.

Праздник этот называется у нашего народа именем Спаса и для отличия от праздников 14 и 20 августа нового стиля слывет под именем Спаса третьего.

Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают, хлеб припасают.

С этого дня начиналась продажа полотна и холстов.

Третий, ореховый Спас, иначе называемый еще хлебным (в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая).

Вслед за праздником начинали сеять озимый хлеб, а потому, бывало, вся семья молилась об урожае, а хозяйки провожали мужей на работу в поле хлебом и солью. "Хорош третий Спас - зимой будет". "Третий Спас - хлеба припас".

Праздновали спокойно, тихо.

Святят новые колодцы. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.

Ласточки улетают в три Спаса.

Если журавли полетят к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, а не полетят, то зима придёт позже.

 

-30 августа (17 августа по старому стилю) Мирон Ветрогон. Вдовьи помочи.

Тихон дует тихо - Мирон отдыхает.

Начало листопада.

На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки.

Утром — туман и роса, значит, погода будет хорошая.

Этот день имел еще одно название — Вдовьи помочи, так как кто чем мог помогал вдовам. Говорили: «На вдовий двор — хоть щепку кинь».

 

-31 августа (18 августа по старому стилю) Флор и Лавр. Фролов день. Лошадиный праздник.

В Древней Руси на иконах рядом с ликами святых Флора и Лавра очень часто изображались лошади, и в древних наших подлинниках именно под 18 августа о Флоре и Лавре читаем даже наставление, что эти угодники должны быть не иначе писаны, как с этими покровительствуемыми ими животными.

В этот день на лошадях не работают. С утра лошадей чистят, моют, заплетают им гривы и после отводят к обедне кропить святой водой.

Это, по древним поверьям, охраняет лошадей от болезней.

В этот день их старались подкормить каким-нибудь лакомством.

Для табунщиков же и конных пастухов устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали молодым пивом.

С Фрола и Лавра начинались вечерние бабьи «засидки» – крестьянки собирались артелями к какой-либо вдове, в просторную избу, с рукоделием, прядевом и вязаньем.

Фролов день считался концом основных полевых работ.

К Фролову дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался «досевками».

«Кто на Флора сеет, у того флорки и будут».

И день окончания сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем.

С Флора и Лавра осенние утренники.

Вот и осень пришла: вокруг начинает краснеть, желтеть, буреть.

Как только солнышка деревьям станет мало, они и вовсе лист сбросят.

Птицы собираются в теплые края — и ночью, незаметно, отбывают в дальний путь.

Ссылка на сообщение

Сентябрь.

 

-1 сентября (19 августа по старому стилю) Стратилат Тепляк и Фёкла Свекольница.

В этот день примечали, теплый ли ветер.

Стратилат Тепляк с теплом приходит»,

«Если дует ветер с севера – осень будет холодная, если с юга – тёплая»,

«Южный ветер – к урожаю кормовых культур, овса»

Если дул ветер с юга, тогда говорили:

«Пошли овсы на спех. Батюшка юг пустил ветер на овес».

Дозревает овес: "Стратилатов день пришел, овес дошел (поспел)".

Батюшка тепляк — в овсах набряк.

Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.

С Феклы - свекольницы начинается уборка свеклы.

«Примечали погоду: «Каков первый день сентября, такова и осень».

 

-2 сентября (20 августа по старому стилю) Самойлин день.

Крестьяне считали пророка Самуила покровителем и заступником мужиков - крестьян перед Господом.

Самойлин день Бога о мужике молит.

В этот день просили хорошей погоды для осенних работ.

Время - то совсем не оставалось — зима на носу.

Считается днём появления зимних опят.

А коли солнце угреет, девка радеет. Осень - пора Любви.

 

-3 сентября (21 августа по старому стилю) Фаддей и Василиса.

Если на Фаддея ясно, то и еще 4 недели будет ясная погода.

В этот день убирали лен.

Говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Убирают последнии яблоки, что-бы не истощить дерево.

Ссылка на сообщение

-4 сентября (22 августа по старому стилю) Агафон Огуменник.

Существовало поверье, что на Агафона леший из лесу в поле выходит, бегает по селам и деревням, раскидывает снопы по гумнам.

В ночь на Агафона крестьяне сторожили гумна в тулупах наизнанку, с кочергою в руках, чтобы ни один леший не решился подойти к загороди.

 

-5 сентября (23 августа по старому стилю) Луп Брусничник.

На святого Лупа овес морозом лупит. Первые заморозки.

Осенние заморозки бывают: морозы лупенские, покровские(14 октября), екатерининские(7 декабря), михайловские(19 сентября).

Говорят: «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся»,

«На луппа овсы морозом лупит».

В этот день льны «лупятся».

По наблюдениям крестьян, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит — «лупится».

Дозревают брусника и клюква, поспевают лен и овес.

Отмечали: Коли брусника поспела, то и овес дошел.

Не соберешь овес - наглотаешься слез.

Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит.

Если на Луппа полетели на юг журавли - жди ранней зимы.

Если они полетят низко, зима будет теплая; полетят высоко - холодная.

 

-6 сентября (24 августа по старому стилю) Евтихий.

На Евтихия примечали погоду.

Если в этот день дождь — будет сухая осень и хороший урожай в будущем году.

Этот день должен быть тихим, безветренным, иначе льняное семя обсыплется: "Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню".

 

 

Ссылка на сообщение

-7 сентября (25 августа по старому стилю) Тит Листопадник. Грибной сезон. Варфоломей Житосей.

Пришел Варфоломей, жито на зиму сей!

Тит Листопадник последний гриб растит.

Грибы грибами, а молотьба за печами. Потому в этот день и приговаривают:

"Тит, пошел молотить".

В грибной сезон – в августе и начале сентября – в леса «на грибную охоту» устремлялись тысячи ее любителей, не только сельские жители, но и горожане. «Грибы растут в деревне, а их и в городе знают», – гласила молва.

Грибная охота требовала и навыков, и терпения.

Но и случайная удача имела значение.

«Без счастья в лес не ходи», – предупреждала народная мудрость.

«Не поклонясь до земли – и грибка не подымешь», – поучала другая.

Знатоки различали грибы с особой уважительностью, каждому давалось чинное прозвище:

«Белянки – дворянки, рыжики – богатые мужики, волнушки – господские стряпушки, опенки – ноги тонки, а боровик – царь грибов».

Опытные грибники обучали несведущих:

«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».

Без знающих наставников и поныне в лесу нечего делать.

Поэтому всегда и стараются присоединиться к знатокам: «с кем по грибы, с тем и по ягоды».

И есть поверье, что рожденному в этот день счастье выпадет в зрелости.

 

-8 сентября (26 августа по старому стилю) Наталья Овсяница и Андриан Осенний. Петр - Павел Рябинник.

С этого дня начинали косить овес, а также замешивают овсяные блины.

Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян - в горшке толокно.

"К этому дню не выкосишь овес - намотаешься до слез".

День убавляется примерно на три часа, а потому говорили:

«Петр и Павел (12 июля) на день час убави, Илья Порок (2 августа) — два уволок, а Адриан и наталья — три уволокли, канальи».

Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму.

Если не опал лист берёзы и дуба - будет суровая зима.

Птицы со двора и опёнки у пня - наступила осенняя пора.

Петр - Павел Рябинник. День посвящен рябине - рябина именинница.

Собирали рябину и калину.

 

-9 сентября (27 августа по старому стилю) День Пимена и Анфиса. Рябинник.

Первый поклон рябиннику. Собирают рябину.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

Большой урожай рябины - к морозу.

В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей.

Ссылка на сообщение

-10 сентября (28 августа по старому стилю) Анна и Савва Скирдники.

Завершалась жатва хлебов.

В эту пору идет вывоз снопов, хлеб складывается в кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья.

Славили урожай на Руси. Начинались веселые зазывные ярмарки.

10 сентября также день узрения и очищения.

Моисею Мурину молятся об избавлении от курева и пьянства.

 

-11 сентября (29 августа по старому стилю) Иван Постный, Пролетный, Предтеча.

В этот день пост длится всего сутки, но он обычно строго соблюдается.

На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак, копать картофель и рвать яблоки.

С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень.

Если в этот день журавли летят на юг - осень будет короткой и вскоре ляжет снег.

Иван Постный пришел, лето красное увел.

С Ивана - поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает.

Иван Постный — осени отец крестный.

С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы.

На Ивана Постного щей не варят. На Ивана Постного последнее стлище на льны.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого — ранняя зима.

Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. Лебедь несет на носу снег.

Скворцы долго не улетают - к сухой осени.

Стаи грачей тянутся тёмными вечерами - к хорошей погоде.

День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный рубеж и в природе, и в крестьянских заботах;

Начиналась заготовка разносолов на зиму.

Открывались осенние торги и ярмарки.

Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны.

Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением.

К тому и говорилось: Иванов пост не велик, а перед ним и Филлипов пост кулик.

 

-12 сентября (30 августа по старому стилю) Свытник.

Сытник, или Свытник, — это то, что привычно и то, что дает хлеб.

Недаром говорили: «Свытно с хлебом жить».

В этот день готовили свытную — ячменную кашу.

До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли еще с августовского жатвенника.

Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.

Ссылка на сообщение

-13 сентября (31 августа по старому стилю) Куприянов день.

Куприянов день - журавлиный отлет.

Дергают корнеплоды (кроме репы), копают картошку, уборка моркови, свеклы.

Всяк корешок в своей поре.

Хозяйка при коровке, а девки - при морковке.

Калиновая плеть свесила медь.

На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь.

В деревне верили, что рожденный 13 сентября знает путь к журавлиннику — болоту топкому, к россыпи клюквенной.

В этот день собирали клюкву, которую называли журавлиной ягодой — журавлинкой.

До этого дня ходить на болота было нельзя.

Старики говорили: «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь»

Если же кто осмеливался рвать клюкву до этого дня, того беда ждала неминучая: в девку — бесплодница вселится, у парня — нечистая сила ум отберет, а то может мужиков и баба нечисть в топь уволочь.

 

-14 сентября (1 сентября по старому стилю) Семёнов день. Симеон Летопроводец. Осенины.

Начало бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней».

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым.

Бабье лето сухое - осень мокрая.

Первая встреча осени. Завершался сев озимых хлебов.

Завершение летних работ.

С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.

На Семёна колосовые не убрали - считай пропали.

Если день будет ясным и тёплым, то и зима будет тёплой, а осень сухой.

Много паутины – осень протяжная и сухая.

Если дикие гуси улетали в Семён-день – жди ранней зимы.

Последние грозы. Когда-то в этот день, по старому календарю приходившийся на 1 сентября, отмечали Новый год.

1 сентября 1699 года начался самый короткий год: он продлился только до 1 января, когда Петр I приказал праздновать Новый, 1700 год.

Если в этот день стоит хорошая погода, то и вся осень будет сухая.

По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд «переноса» домового в новую избу.

Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.

Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную «приборку».

А всякой нечисти «живой и мертвой» за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы.

Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили:

«Избу сруби, а тараканы свою артель приведут».

И про мух молвилось немало:

«Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха».

В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами.

От тараканов, например, старались избавиться «уводом».

Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь.

Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные.

Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух».

К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».

Ссылка на сообщение

-15 сентября (2 сентября по старому стилю) Мамонт Овчарник. Федот и Руфина.

Святого Мученика Маманта считали в народе покровителем мелкого рогатого скота - овец и особенно коз.

В этот день не выгоняли с утра скотину со двора.

Верили: выгонишь — беду наживешь. Убирают двор, сарай, где овцы и козы стоят.

Мхом утыкают. Травой - вереском одымляют.

К этому дню черемуха полностью сбрасывает свой летний наряд.

С этого дня до Созона (20 сентября н.с.) копают позднюю картошку.

 

-16 сентября (3 сентября по старому стилю) Домна Доброродная.

В этот день в старину на поветях и в сундуках с утра и до позднего вечера, перебирали и выбрасывали, всякую рухлядь и хлам.

Мешки из-под картошки, худая обувь вымывалась в реке, а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала.

Считали, что это верный способ приобрести благополучие и счастье для всей семьи на целый год.

 

-17 сентября (4 сентября по старому стилю) Неопалимая Купина. Луков день. Вавила - поздние вилы.

На Неопалимую Купину начинают выкапывать из гряд поздний лук.

Неопалимая Купина счиитается хранительницей от пожаров и молнии.

Заказывают молебны о сохранении домов от пожара, а людей от всяческих болезней (антонов огонь, огневица, летуч-огневик и др.).

На Вавилу вилы празднуют - в земле лежат.

Мужики в этот день обходили сеновалы да стога и тыкали в них вилами — чтобы затаившаяся в сене гнетуха или трясуха скотине зимой вреда не учинила.

А кто дом строили, те непременно вилами в сухой мох тыкали.

О пожаре в русском народе существует много примет и суеверий.

Вот некоторые из них.

Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.

От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.

Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.

Пожары обходят (с) иконами или становятся по углам с иконами.

Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.

Если белого голубя бросить на пожар, погаснет.

Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.

Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.

Держать в исправности пожарные снаряды — искушать бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).

Тараканы (или мыши) из дому ползут — перед пожаром.

Заяц по селению бегает — к пожару.

Кукушка летает по деревне — к пожару.

Крик филина поблизости селения — к большой беде, к пожару.

У кого дом горит, того в жилой дом не пускать.

Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора.

Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...