Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам


Рекомендуемые сообщения

-11 апреля (29 марта по старому стилю)Кирилл, Берещенье. День березы.

В этот день слушали берёзу.

На Руси всегда любили березу, она даже стали символом нашей Родины.

Ее считали деревом жизни, здоровья и света.

С березой было связано множество поверий.

Например

Наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси.

А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии.

Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды.

В этот день слушали березы. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка.

 

-12 апреля (30 марта по старому стилю) Иван Лествичник. Беды с Домовым.

В этот день пекли в деревне обрядовое печенье - "лесенки".

Укладывали из теста два катыша супротив друг друга.

И клали поперек порожки. Выкатывали порожки тоже из теста.

Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою "лесенку".

Чтобы всяк рос в своем здоровье.

Многие боялись в этот день и вечером ходить по двору, потому что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних, готов свою избу сокрушить.

Как бы то ни было, но домовой бесился и куражился до первых петухов, а потому с заходом солнца крестьяне запирали весь домашний скот и птиц, а сами боялись даже подойти и к окну, с нетерпением ожидая рассвета.

Домовые — это духи — хранители домов, олицетворение душ умерших предков, родоначальников, почему им и присвоен эпитет дедушки — "дедушка домовой". Домовой имеется в каждом доме, живет всего чаще под— или за печкой, иногда в бане или овине.

По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа «голое».

Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит по ночам сонных и те чувствуют, как шерстит его рука.

 

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

Вот их рассказы об этом странном положении домового.

Домовой, как и всякая нечистая сила, сумеет сотворить беду православным людям, если против него не будут приняты предосторожности.

Ровно целый год он, окаянный, живет смирно, радеет о хозяйском добре пуще заботливого мужика, бережет скот, холит лошадей, смотрит за огородом, не даст потешиться в саду пешему, не даст в обиду злой ведьме коров изуродовать.

У доброго домового все в доме исправно, во всем спорина, от всего прибыль, всем сытно.

Вдруг встоскуется он, окаянный, невесть почему.

В те поры он на всех злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом.

Одного только за ним не водится: не наложит рук на себя.

Зато уж всем домашним от него приходит жутко: лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину подкатывается под ноги.

И все это бывает 30 марта, с ранней утренней зари, до полуночи, как запоют петухи. Много ходит толков по миру крещеному о такой беде с домовым.

Одни говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура и от этой боли он бесится.

Другие думают, что на него находит чума, вот хоть бы как на собак или на коров, и оттого он так проказит по всему двору.

Третьи считают наверное, что в этот день бывает им расправа от нечистой силы за целый год.

Хоть он и домовой, а все-таки набьют ему спину не хуже виноватого мужика.

Недь тут нечистая сила не дает пощады и своему брату: отваляет на обе корки по-своему.

А иначе отчего бы и взбеситься домовому?

Четвертые рассказывают за тайну, что хозяин когда-то поссорился с знахарем не шутя и что за такую обиду знахарь и удружил ему лихим домовым.

Бывают же такие беды с мужиком: все ладит с знахарем, так вдруг и завеличается: «Я, дескать, и сам не хуже его сумею сделать».

Известное дело, где мужику стоять против знахаря?

Хоть бы он был и посадский человек: так разве достанет силы тягаться с шахарем? Пятые, люди дальние и посторонние, уверяют со всею правотою, что в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме.

Известное дело на Руси, что нечистая сила весь свой век живет неженатая; да и где им, бездомовым, будет поселиться с своей семьей, когда шатаются где день, где ночь? Уж и по всему видно, что это неправда.

Вот как думают и поговаривают мои земляки об этой беде с домовым; а вы, люди православные, потрудитесь сами добиться правды, если у вас есть охота заниматься с домовым.

 

 

 

Ссылка на сообщение

-13 апреля (31 марта по старому стилю) Ипатий.

Ипатий Чудотворец почитается в народе разрешителем неплодства и бесчадия.

И именно ему молились об изгнании бесов и домовых, которые особенно «расходятся» в этот день.

Случается, домовой приходит ночью к спящему человеку и наваливается на грудь, так что тяжело становится дышать: это к перемене жизни того человека.

Небоязливые люди в то время его спрашивают:

«К худу или к добру?» — и он отвечает правду.

Это случается перед большим несчастьем или счастьем и перед смертью домочадцев. Иногда домовой стонет в подполье, его спрашивают:

«К худу или к добру?» — если к счастью, то перестанет стонать.

Кроме того, случается, что после смерти людей, особенно любимых, он в подполье плачет, как ребенок. Увидеть домового — к несчастью.

 

-14 апреля (1 апреля по старому стилю) Марья. Марья Зажги снега, заиграй овражки, распусти огонь. Марья - пустые щи. Мария Египетская.

Если в этот день разольется полая вода, то будет большая трава и ранний покос. Говорили:

«На Марью снег за колодой растаял».

А еще была такая ироническая поговорка:

«Захотел ты в апреле кислых щей!»

Дело в том, что зимний запас капусты у крестьян заканчивался уже в марте и о кислых щах приходилось лишь мечтать.

Зато приходило время варить апрельские щи, которые назывались пустыми.

Поэтому и говорили:

«Пришли на Марью пустые щи».

Русские люди любили сварить такие щи, чтоб «ложка стояла».

О жидких же щах они иронично говорили: «Щи — хоть портянки полощи».

Обычно этот день приходится на Великий пост и щи в любом случае не должны содержать мяса. 

Марья зачинала половодье.

Она "играла" снежками в овражках.

Гнала солнечные лучи на красное угорье, звала девок на весенние гульбы.

Если разлив на Марию Египетскую - травы будет много.

Если лед сходит вдруг - год будет год будет легким, хорошим.

Лед на реке изникнет или на берегу останется - год будет тяжелым.

Лед ломается хрясно - ходить опасно.

 

Заговор от сглаза к Марии Египетской.

Стала, благословясь, и пошла перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под ясное небо, под черное облако, под младой месяц, под красное солнышко.

Под красным солнышком — окиян-море, на окиян-море ладон камень.

На ладоном камне стоит Божия церковь, в этой апостольской церкви, на золотом стуле сидит Мария Египетская и отговаривает (отрока, отроковицу, имя рек), от чернеца, от двоезуба, от троезуба, от двоеженца, от троеженца, от бабки крутобоки, от девки-просто-волоски, от всех злых глаз и стоечных, и постижных, и от поветряных, и противоветряных, век — веки, отныне и до века, до конца века, до преставления света.

Считалось, что, помимо заговора, обращенного к Марии Египетской, женщине или девушке, чтобы избегнуть сглаза, полезно применить такой прием:

погладив рукой себя по заду, потереть потом той же рукой по лицу, говоря:

«Какая ты у меня неглазливая, такая бы и я неглазливая была».  :D

Ссылка на сообщение

-15 апреля (2 апреля по старому стилю) Тит Ледолом. Поликарпов день.

Воду в реке весна разливает. "Загуляла река - матушка".

"Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса".

В этот день наблюдали за птицами: крик дергачей - урожайное лето; вперед закричит перепел - будет много хлеба, много травы.

Считалось, что если лед на озерах потонет, то предстоит тяжелый год.

Тит пусть водой бурлит, чтоб лёд не тонул.

Этот день в среде торговцев назывался "барыш - день" и праздновался особенно усердно - для получения барышей в течение всего года.

Если лед не ушел, лов рыбы будет плохим.

Весенняя вода течет медленно - народу будет тяжело.

Тит - Поликарпов день - начало бесхлебицы.

Начинается интенсивное токование глухарей.

 

-16 апреля (3 апреля по старому стилю) Никита Водопол. Угощение Водяного. Праздник Рыболовов.

Разливаются реки.

Определяли высоту паводка по самым разным приметам:

« Крот никогда не станет рыть землю ниже границы будущего паводка»

«Перед паводком из низинных мест убегают мыши».

«Если утром иней – к теплу в начале лета».

Водяной просыпается от спячки.

Вот крестьяне и приносили водяному духу - кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха.

Все одно - подмога нужна и тварям, что в глубине речной рост по весне берут. Рыболовы наделяют водяного гостинцем, выливая в реку масло, говорят:

"Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью".

Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой.

 

-17 апреля (4 апреля по старому стилю) Иосиф Песнопевец. Смотрины ольховые.

Следили за деревьями для предсказания погоды:

«Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое;

а если сначала ольха – то мокрое».

«Зацвела ольха – пора доставать ульи».

Ольха - березе родня.

Растет ольха по сырым лугам, по речным берегам.

Распускаются, желтизной сияя, цветы ольхи по весне рано.

Ольховыми сережками прозвали цветки ольхи.

К осени вырастают заместо цветов мелкие шишечки. Они чернеют, и собирают их впрок.

Обычно начинал петь-скрипеть сверчок («Кричит сверчок – время пахать под рожь»), и журавль впервые подавал голос.

Считалось, что после прилета журавлей приходит настоящая весна:

«Первая ласточка - еще не весна, а настоящую весну приносит на крыльях журавль».

 

 

 

 

Ссылка на сообщение

-18 апреля (5 апреля по старому стилю) Федулов день. Федул Ветренник. Феодула чтеца.

В этот день начинают дуть теплые, весенние ветры.

Апрель губы надул - тепляк подул.

«Федул тепляком потянул, сулит бабам тепло на Марью (8 мая)»

С первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам.

«Проснулись божьи коровки – пора готовить землю под посевы».

«На Федула растворяй оконницу».

Почему так говорят?

Да потому, что в  этот день (не раньше!) вынимали двойные рамы, открывали окна  и произносили заговор, чтобы уберечь дом от нечистой силы.

Говорили еще:

Раньше Федула кто оконницу растворил — тот ненастью угодил»

«Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь».

 

-19 апреля (6 апреля по старому стилю) Евтихий и Ерёма. Евтихий Тихий.

По этому дню судили об урожае хлеба.

Если Евтихий тихий — к урожаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет — колос собьет.

На Евтихия яблони зацветают. В этот день славили яблони: «Евтихий Тихий яблони пробуждает».

Ерёма - пролётный ярится, ветром грозится - не сей рано яровици: семян не

соберёшь.

 

-20 апреля (7 апреля по старому стилю) Георгий исповедник. Акулина.

Крепкий мороз и солнце – к урожаю хлебов и гречихи.

На Акулину примечали погоду.

Говорили:

Если на Акулину дождь — яровые плохие, а калина хорошая».

Если звезд на небе много, то будет много грибов и ягод.

Но вот на звезды можно было смотреть, только находясь на улице, а через окно на звезды глядеть не «рекомендовалось» — не к добру это было.

А еще в этот день, по народному поверью, просыпаются русалки, которым надо принести одежку, потому что холодно им нагими на берегу быть.

Поэтому в Акулинин день бабы приносили на берег рек и озер платья и холсты и оставляли там для русалок.

Чтобы обезопасить себя от русалок, надо брать с собой в лес пучок полыни.

Встретит русалка, засмеется и спросит:

«Что у тебя — полынь или петрушка?»

Надо тут же крикнуть: «Полынь!»

Прячусь под тын!» — отвечает русалка и исчезает.

Если же ответишь: «Петрушка» — спасения не будет.

«Ах ты, моя душка!» — обрадуется водяная дева и защекочет до смерти.  ;D

И ещё - по народному поверью, в этот день просыпаются русалки, которые умеют превращаться в прекрасные кувшинки.

Считалось, что сорвавший кувшинку человек обрывает хрупкую жизнь водяной девы, и поэтому совершает великий грех.…

Ссылка на сообщение

-21 апреля (8 апреля по старому стилю) Родион и Руфь. Родион - ревучие воды. Родион Ледолом.

Вскрываются реки. Родион Выверни Оглобли. Первый выезд в поле.

Если ком земли не рассыпается – пахать рано.

Если встреча красна солнца с месяцем добрая - ясный день и хорошее лето, а если худая - ненастье и плохое лето.

На Родиона ставь соху, паши под овес. Хоть грязь топчи, а овес мечи.

Лягушка с голосом - сей овес.

Посев овса продолжается до тех пор, пока цветут яблоки и груши.

Когда дуб развернется в заячье ухо - сей овес.

Кроты и хомяки весной начинают выбрасывать из своих норок землю - это знак, что надо сеять овес. Овес сей, когда береза распускается.

К этому дню «земля отходит от мороза и пробуждается», начинает расти трава, на реках ломается и тает лед.

«Если лед на реке становится грудами, и хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будет гладко».

«Если солнечный светлый день, теплый вечер и тихая ночь - лето будет хорошим (в меру жарким и сухим), а если пасмурно да туманно, то и жаркого лета ждать нечего». Считалось, что в этот день Солнце встречается с Месяцем, а встречи такие бывают не только добрые:

«Хорошая встреча обозначается ясным солнцем и светлым днем - тогда и лето будет хорошее.

Худая встреча сулит пасмурный день, худое лето».

Если месяц с солнцем доходят до ссоры, это оканчивается землетрясением.

Считали, что в этот день нельзя пахать и сеять, городить заборы.

 

-22 апреля (9 апреля по старому стилю) День Евпсихия. Вадим Ключник. Вадим - Отомкни Родники.

В этот день ходили к источникам, чистили их, приговаривая:

«Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние!» —

а затем с любовью брали из него воду, умывались и пили — на здоровье.

В этот день гадали на источниках о смерти и жизни больных или просто близких людей.

Когда шли на ключ за водой, ни с кем не говорили.

Кто навстречу попадет, ничего не надо было спрашивать и не сказывать.

Как приходили на ключ, молились на все четыре стороны и задумывали: на живое или на мертвое?

Если человеку предстоит долгая жизнь — вода стоит, как стеклышко, светлая.

Если больного ждет скорая смерть — ключи забьют, забурлят.

Чтобы набрать из ключа целебной в этот день водицы, черпая воду, говорят:

«Царь водяной, царь земляной, царица водяная, царица земляная, дай мне водицы на доброе здоровье"

Начинается выгон скота в поле.

«Если погода не установилась – лето сухим будет».

«Сей овес, когда лягушка начинает квакать, дуб лист разворачивает, крот выбрасывает из норы землю, появляется первая крапива».

 

-23 апреля (10 апреля по старому стилю) Руф. Терентий Маревный.

На Руфа дорога рушится.

Кругом грязь - ни проехать, ни пройти.

В мареве должно показываться солнце в этот день.

А потому смотрели: если солнце в дымке — год хлебородный, а если ясное небо — придется поле перепахивать, снова засевать.

 

Ссылка на сообщение

Прочитала на AstroMeridian.ru что14 годом правит Сатурн холодный и мокрый.Хорошо родят корешки,а вот вершки плохо.Будет много мышей муравьев и лягушек.По томатам урожай будет на ранних  и тепличных.А Вы что по этому думаете?

Ссылка на сообщение

-24 апреля (11 апреля по старому стилю) День Антипы. Антип Половод, Водопол, Водогон, Половодье.

"Антип воды распустил". По антиповой воде о хлебушке гадай.

Если воды не вскрылись, то весна поздняя и лето плохим простоит.

"Антип без воды - закрома без зерна".

Святого Антипия в народе зовут еще Целителем зубов.

Когда у крестьян болели зубы, они никогда не вырывали ни одного из них, а только клали на него мелкую серебряную монетку, держали некоторое время, затем вынимали и делали в ней дырочку.

После чего монетка на веревочке вешалась на икону святого Антипия.

Зубы, по повериям, должны были перестать болеть очень быстро.

Святой Антипа называется в народе и Водогоном Водополом — половодье то продолжается.

Говорят: «Антипа Водопол реки очищает ото льда», потому что на реках уже почти не остается льдин.

В этот день примечали погоду.

Вскрытие рек к этому дню обещает хороший урожай, благополучное лето.

Позднее вскрытие всегда обещает худое.

Зато если на Антипа пойдет дождь, то грибов много будет.

А если вдруг заморозки ударят, то предвещают они отличный «урожай» на грузди.

В этот день крестьяне никогда не проводили работы по посеву и посадке — считали этот день для рассады да семян неблагоприятным.

 

-25 апреля (12 апреля по старому стилю) Василий Парийский. Василий Парильщик.

Землю парит. "Антип воду льет на поймы, Василий пару поддает". "

На Василия и земля запарится, как старуха в бане".

Если солнышко действительно землю парит, то год будет плодородным.

На день Василия выверни оглобли, закинь сани на поветь.

Охотники утверждают, что это последний день, когда медведь выходит из берлоги, в которой проспал всю зиму.

Позже этого дня он не лежит в берлоге.

О зайцах говорят: "Заяц, заяц, выскочи из куста".

Зайцы бегают днем. "Заяц - сед, навидался бед".

 

-26 апреля (13 апреля по старому стилю) Фомаида Медуница.

Шмели зашумели.

«Если в этот день тепло – в середине мая надолго похолодает».

Угоднице Фомаиде полагается молиться от блудной страсти.

Причиной тому послужили как повествование о самой жизни мученицы Фомаиды, так и сказание о чудесах, совершившихся при мощах у ее гроба.

В этот день отправлялись в лес собирать медуницу.

Растет на лесных опушках и полянах лиственных и смешанных лесов.

Расцветает одной из первых, чаще одновременно с подснежниками.

Люди давно заметили, что употребление медуницы в пищу оказывает благотворное действие на организм.

Ее давно используют в народной медицине в России.

Медуница может быть самым ранним салатным растением, выращиваемым в открытом грунте.

В холодильнике ее можно хранить в полиэтиленовом пакете 15—20 дней.

Удивительно, но, по мнению русского народа, этот удивительно душистый цветок за семь верст облетают пчелы.

Ссылка на сообщение

Цитата IrinaA

В мареве должно показываться солнце в этот день.

А потому смотрели: если солнце в дымке — год хлебородный, а если ясное небо — придется поле перепахивать, снова засевать.

Нам точно по новой сеять. ;D

Ссылка на сообщение
Цитата LLL

Нам точно по новой сеять. ;D

 

;D точно? Ты уверен? Видел как солнце показалось? Это ведь не про ясный день, а про восход солнца.

Ссылка на сообщение
Цитата IrinaA

;D точно? Ты уверен? Видел как солнце показалось? Это ведь не про ясный день, а про восход солнца.

У нас уже неделю намёка на дымки нет. ;D

Ссылка на сообщение
Цитата LLL

У нас уже неделю намёка на дымки нет. ;D

 

ну, тогда ничего не поделаешь... придётся по новой сеять!  ;D

Ссылка на сообщение

-27 апреля (14 апреля по старому стилю) Мартын Лисогон. Вороний Праздник. Птичьи Обереги.

По приметам охотников, это день переселения лисиц со старых в новые норы.

Считается, что первые три дня и три ночи своего новоселья бывают они и слепы, и глухи.

Охотники считали, что после переселения слепых лисиц можно три дня ловить голыми руками.

"Лисицы роются меж пней, бегут на людей".

"На Мартына курячья слепота на лисиц нападает".

В этот день замечают, что ворон купает своих детей и отпускает их на отдельное семейное житье.

Ворон для русского человека — птица зловещая.

Если уж он каркает, то неспроста и не к добру.

«Ворон каркает к несчастью, а ворона — к ненастью», — говорили в народе.

Если каркает воронья стая летом — быть дождю, если зимой — к морозу.

С Мартынова дня в южных губерниях России выезжали в поле — начиналась ранняя вспашка, боронование зяби, сев ранних хлебов.

Поэтому присматривались: какая в этот день выпадала погода.

Ясный и теплый день радовал: он сулил добрый урожай.

В Мартынов день и работали в поле от зари до зари, чтобы подготовить под посев большую площадь, больше засеять.

 

-28 апреля (15 апреля по старому стилю) Пудов День. Пчелы.

Пчельники на этот день осматривают пасеки и амшеники.

Когда бывает ранняя весна, то они вынимают ульи.

Наш народ сохранил поговорку, вероятно занесенную с юга:

«На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда».

На Пуда калины и рябины почки распускают.

Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины.

Рябина, по мнению народа, обладала способностью исцелять от зубной боли.

 

-29 апреля (16 апреля по старому стилю) Арина - урви берега, Разрой Овражки. Ирина Рассадница. :)

Отшумела, отбушевала талая вода, и река входит в сове нормальное русла, оставляя разрытые овражки, размочаленные мосты и разрытые берега. Половодье схлынуло!

Еще в народе говорят: «Арины — урви берега», — тем самым напоминая, что в этот день происходят обрушение берегов из-за весеннего половодья.

Примечали: "Если овражки заиграют и опять замерзнут - жди помехи на урожай". Ольха цветом обвисает. Ольха зацвела – сей гречиху.

Ирина-рассадница: сей капусту на рассадниках (Сеют капустную рассаду в грунт).

В этот день сажают рассаду на особенных приготовленных насадах, или срубах и начинают белить стволы садовых деревьев.

Высаживая капустную рассаду, крестьянки приговаривали:

«Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна».

Подобных заклинаний было множество.

После дня Ирины-рассадницы обычно выдавалось несколько солнечных дней.

Рассада быстро шла в рост. По ее «поведению» потом определяли успех будущих хозяйственных дел.

Считали, например, что если «рассада пьет поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый». К этому и готовились.

 

-30 апреля (17 апреля по старому стилю) Зосим Соловецкий. Зосима Пчельник.

Заступник пчеловодов. К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел:

"На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике".

Ярая пчёлонька вылетает из улья.

Выставляют улья на первоцвет.

Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод.

На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.

Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет - вишен не будет. Судили о будущем урожае гречихи:

"Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника) - к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится".

В этот день славили пчёл, помощниц садоводов.

«У хорошего пчеловода не бывает плохого года»

«Чтобы пчёл водить, надо сердцем их любить».

Ссылка на сообщение

Первое Мая- Праздник Весны и Труда!   :thx:

 

1 мая (18 апреля по старому стилю) Кузьма. Козьма - огородник.

Крестьяне говаривали:

«На Козьму сей морковь и свеклу».

Ольха зацвела - сей гречиху.

Цветение фиалки и зацветание ивы - бредины указывают на начало сева редиса и моркови, лука, укропа и петрушки.

По обычаям перед посевом выходят утром к обетным студенцам для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросают медные деньги на дно студенца.

Другие считают более приличным смачивать семена речной водой в продолжении трех утренних зорь.

В таком случае скрытность есть важное дело: иначе урожай будет худой.

Если начало мая теплое - в конце будут холода, и наоборот.

Май холодный – год хлебородный.

Дождь в мае – хлеба поднимает.

Зацвела фиалка – сей морковь и петрушку.

Без дождя не сей.

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Человеку, в этот день рожденному, не странником полагалось быть, а огородником. Заботиться о плоде - овоще, над грядами спину гнуть.

Тогда, мол, и в судьбе у него будет путь, а не беспутье.

Копали крестьяне гряды, приговаривали:

"Пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю вскопал".

По народному поверью, радел Козьма о животе крестьянина.

И потому семя овощей сберег от вьюговеев, а позже от сухостоев бережет, в земле прячет.

Все хозяйки стремились проделать эти операции скрытно от других, дабы завистливый глаз не навредил.

В начале мая говорили:

"Убери пень в вешний день, и пень будет пригож", имея в виду расцвет природы.

"На Кузьму в рубашке пахать - в шубе сеять."

 

Живин День. Жива - Славянская богиня весны (Праздник славян)

Первого мая, заполночь начинается праздник - Живин день.

Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна.

Дочь Лады, супруги Дажьбога.

Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях;

подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым.

Она - Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен.

При христианстве культ богини Живы был заменён культом Параскевы Пятницы. Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти.

Прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну.

Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

Кто прыгнет высоко У того смерть далеко.

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу!

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь.

С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела Много хлебушка поела!

Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое!

Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху.

В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

Ссылка на сообщение

-2 мая (19 апреля по старому стилю) Иван Ветхопещерник.

Выносят холсты в поле. Просят матушку - весну дать хороший урожай льна, конопли и ржи.

В этот день поселяне молятся о защите от всех напастей.

Повсеместное верование в Ивана Воина, или Ивана Воинственника было столь сильным, что к нему прибегали, чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват.

Обворуют кого, служили молебен Ивану Воину, и тогда открывались обидчики и воры.

 

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

Новины

Поселянки на этот день, отткавши свои холсты, выходят с обетным концом в поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят:

«Вот тебе, матушка - весна, новая новинка!»

После сего расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждою, что матушка - весна оденется в новину и за хлеб - соль уродит в изобилии лен и конопли.

 

-3 мая (20 апреля по старому стилю) День Феодора. Федор Неводник, Власяничник. Окликание предков.

На Федора покойники тоскуют по земле.

В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте.

На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их.

И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках».

Плакальщицы призывали своих умерших родителей:

«Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»

На Феодоров день земля открывалась и вылетали души ушедших от нас на Божий свет. И мы могли свидеться с ними.

Ожидая за обеденным столом силу рода своего, мы накрывали стол как можно сытнее. Чтобы поглядели души предков наших - светло живется нам, не скудеет наше бытье - житье.

Молились семейно и перед каждым большим делом.

Вся крестьянская работа освящалась - святое к ней было отношение.

Если весна дружная, земля сделалась посевной, то пшеницу сеяли дня за три до Егория.

Пересохший пласт урожая не даст.

Влагу сбережешь, так с поля повезешь.

Лодырь на пашне, что трутень в улье.

Хочешь хлеба с медом - берись за лопату.

На полатях лежать, так и хлеба не едать.

Зернышко невелико, а по зернышку - ворох.

 

-4 мая (21 апреля по старому стилю) День Прокла.

В этот день проклинали нечистую силу.

Проклятия выкликали старики за околицей, стоя лицом к западу.

Запад в русской православной и народной традиции был символом тьмы.

Вход в храм всегда делается с запада, потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.

Злая нечисть отступала, а люди были защищены о нее на целый год.

Девицы в этот день хороводы водили, около яблони запевали.

Лелеяли — лялили — погожее времечко.

Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится.

Пшеница хорошо родится, если весной муравей сытый и чистый.

Рано зацвела черемуха - будет теплое лето.

Чем раньше она начинает цвести, тем жарче будет лето.

Ссылка на сообщение

-5 мая (22 апреля по старому стилю) Лука.

Сажали лук. "Сей лук, он - от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук."

Лук с медом для профилактики гриппа.

Сок лука с медом при атеросклерозе.

Теплый май весну снаряжает (начинает).

Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

 

-6 мая (23 апреля по старому стилю) Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец.

Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле.

На егорьевской неделе прилет ласточкам.

Егорий – устроитель земли русской.

До XV столетия он один был на гербе государственном.

Он также является покровителем стольного града Москвы.

 

Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы.

Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек.

Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие.

Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей.

День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря.

Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года.

 

Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля.

 

Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы. Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

"Будь здоров, как Юрьева роса!"

На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая).

Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь).

На Егорья мороз - будет просо и овес.

Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

На Егорья роса - будут добрые проса.

На Юрья дождь - гречи нерод.

Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая).

Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний.

Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия.

С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду.

 

Первый день выгона скота.

С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Егорий с водой (росой), а Никола с травой.

Егорий с мостом, а Никола с гвоздем.

Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом.

Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой!

В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает.

На Егория прилет ласточкам.

На Юрия - роса - не надо коням овса.

Юрий запасает коров, Никола коней.

Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения).

Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

Будь здоров, как Юрьева роса!

Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку.

 

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные вариации имени одного и того же бога.

Бога плодородия и солнечного света, живительной силы.

Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).

В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета.

В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.

«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях.

Он траву дает скоту нашему во все дни.

И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах.

И меду он не дает забродить. Он бог Света.

Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету.

И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш.»

День Дажьбога — это и время первого выгона скота на пастбища.

Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:

Ты, Дажьбоже храбрый! Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!

Охрани от медведя лютого, Сбереги и от волка хищного!

Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа.

Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Ссылка на сообщение

-7 мая (24 апреля по старому стилю) Евсеев день. Евсей.

С этого дня бывает еще 12 морозов.

Пришёл Евсей – овсы отсей.

Когда на дороге грязь, тогда овёс князь.

Раннее яровое сей, когда вода сольет, позднее - когда цвет калины в кругу будет. Посеешь рожь в дождь - много будет метлы (сорняков).

Сеют не раньше, чем оттают снега, да если не мерзнет на пашне нога.

Землю согрело, не опаздывай с севом.

«Когда береза станет распускаться, когда с ивы и лозы пух летит - сей овес».

К этому дню нужно было закончить посевы овса:

«Овес любит - хоть в воду, да в пору».

«Яровую рожь и пшеницу сеять в Полнолуние, а овес - два дня после или прежде».

 

-8 мая (25 апреля по старому стилю) Марк. Марк Ключник. Ждали дождей.

Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.

Верили, что у святого Марка-ключника находятся ключи от дождей: ему в этот день молились о ниспослании дождей и просили уберечь от засухи.

Говорят: "Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных".

Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.

На Марка небо ярко: бабам в избе жарко.

"Если на Марка ясный день - будет хороший урожай яровых".

«На Марка сеется греча».

«На Марка прилетают стаи певчих птиц», в этот день отправлялись ловить чижей.  «На Марка дождь – к неурожаю в саду»

 

-9 мая (26 апреля по старому стилю) Глафира Горошница.

Сажали горох и заговаривали его, чтобы уродился на славу.

Продолжали раннюю посадку картофеля.

Средством защиты раннего гороха от утренников и птиц служило для наших предков покрытие изрубленным торфом.

Как только ростки гороха выходят на грядке, насыпали на нее умеренно толстый слой торфяной настилки, под ней горох развивается далее и развертывает листья.

Вскоре они так окрепнут, что уже небольшие заморозки им не опасны.

 

 

 

Ссылка на сообщение

«Яровую рожь и пшеницу сеять в Полнолуние, а овес - два дня после или прежде».

А некоторые говорят, что деды про Луну понятия не имели. ;D

 

Ссылка на сообщение

-10 мая (27 апреля по старому стилю) Семён Ранопашец.

Как уже понятно из названия этого дня, почти повсюду в России уже началась ранняя вспашка полей.

Во всю идут работы на огородах и в садах.

"Рано пар паши – урожаи хороши".

Из семян нельзя съесть ни зерна.

Садово-огородные работы в разгаре.

Иначе хлеб не сеяли, как при теплой земле.

Клали обе руки на землю и замечали: если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посева.

Холодная земля сама говорит, что она в глубине еще не оттаяла, и что будущий росток уничтожится в самом зародыше.

 

-11 мая (28 апреля по старому стилю) Евсей (Иасон) и Максим.

"Пришёл Евсей – овсы отсей".

"Овёс не князь, любит грязь" (сырую землю).

Теплый ветер приносит здоровье.

«На Максима ветер – тепляк-здоровяк».

Больных начинали поить с этого дня березовым соком.

Перед этим их всегда купали в дождевой воде.

Но делалось это только в ясный и теплый день, который дарует больным здоровье.

В туманные и холодные дни нельзя собирать сок и прибегать к этому средству лечения.

Березовым соком на Руси лечились при цинге, отеках, анемии, фурункулезе, артритах, подагре, ангине; использовали сок как мочегонное.

Свежий березовый сок и современными врачами рекомендуется принимать 3 раза в день (по стакану) как противовоспалительное средство, при раке.

Самый и вкусный и целебный березовый сок течет в верхних ветках бе­резы, но надо суметь добраться до них.

«Если ночь с тёплым южным ветром и звездная, к лету грозному и тёплому, к хорошему урожаю»

«Если ясный восход солнца – жди ведреного лета, ясного сухого и солнечного», а если солнце сквозь облака проглянет – на дождливый сенокос».

 

-12 мая (29 апреля по старому стилю) Девять мучеников. Мемнон.

Этот день считается днем целителей и исцелений.

К Мемнону Чудотворцу обращались с просьбой излечить от болезней.

Знахари лечили молитвами, заговорами и целебными травами.

Надобно было заговорное слово сказать, чтобы 9 напастей человека не одолели. Чтобы они крови не сушили, по жилам не ходили, опухоли не наводили, костей не ломали, суставов не воротили.

Чтобы человек был от земли чист, от воды светел.

Мученики считаются в народе толкователями сновидений и избавителями от оспы.

Их имена знахари нашептывали над больными, чтобы исцелили от девяти недуг, от девяти напастей:

" чтобы (имя рек) не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в мать - сыру землю не сводило.

Слово мое крепко - крепче железа.

Ржа ест железо, а мое слово и ржа не ест.

Заперто мое слово на семьдесят семь замков, замки запечатаны, ключи в океан-море брошены, кит - рыбой проглочены. Аминь!"

Этот день считается днем целителей и целений.

Ссылка на сообщение

В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. 

Ирин, это значит весна каа лето?

Ссылка на сообщение
Я так думаю, этот день ознаменовал окончательный уход зимы, приход весны, а затем и лета.
Вот что вычитала

Дажьбог - один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.
Это божество упомянуто летописью в чис­ле главных «кумиров», тех, которых князь Вла­димир поставил на холме неподалеку от те­ремного двора.
Поклонение солнцу и разным его божест­венным воплощениям было составной ча­стью языческих религий едва ли не всех наро­дов мира.У восточных славян следов солнеч­ного культа множество, и самого разнообраз­ного характера. К солнцу обращались как к ис­точнику плодородия земли, подателю урожая, и народные обряды этого рода были широко популярны еще в XIX и XX веках. Позднее в ле­тописи Дажьбог назван богом солнца


Ссылка на сообщение

-13 мая (30 апреля по старому стилю) Яков.

Теплый день с дождем предвещал на полях обильные хлеба.

«Если вечером взойдут звезды, и подует с юга теплый ветер, то лето будет грозное и теплое, изобильное».

Наблюдали в этот день восход солнца:

«Если солнце восходит на чистом и ясном небе, то лето сулит быть ясным и ведренным».

В этот день никогда не должно выезжать в дальний путь, не искупавшись наперед в воде  из мартовского снега.

Крестьяне верили, что с этого дня будто бы в чужих сторонах начинают бродить тощие, заморенные весенние болезни и что без мартовской воды путешественнику нет от них спасения.

По их понятиям, весенние болезни на зиму запираются и снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей.

Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных.

Один только мартовский снег будто спасает от их нападений.

С Якова (30 апреля старого стиля) прекращали всякое сватовство.

Наступающий май месяц очень «невыгоден» для новобрачных.

Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным.

Худая бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что есть люди, помышляющие в это время о свадьбе.

В старину строго держались этой приметы.

 

-14 мая (1 мая по старому стилю) Еремей Запрягальник.

Это третья и последняя встреча пролетья, весны.

Самая ленивая соха - и та в поле.

Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму.

"Еремей - про посевы разумей".

"Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба пригожей".

Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея.

На Еремея непогода - всю зиму промаешься.

Русские крестьяне с первой майской росой выходили на посевы.

Они говорили: «Подымай сетево — лукошко с семенами».

Но перед выходом в поле надо было обязательно отслужить молебен пророку Иеремии. Вступая в поле, засевальщики, молятся на все три стороны, кроме северной, бросали на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевали.

Овес продолжают сеять до тех пор, пока цветут яблони и груши и пока не перестанут летать длинные черные мухи, которые вместе с цветом этих деревьев пропадают.

Их еще называли овсяными мухами.

В этот день, который по старому юлианскому календарю был 1 мая, начинались майские гуляния.

Ссылка на сообщение

-15 мая (2 мая по старому стилю) Борис и Глеб Сеятели. День Афанасия. Соловьиный день.

Борис и Глеб сеют хлеб.Разгар пахоты.

Соловьиный день - начинают петь соловьи.

Запел соловей основательно - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.

Если соловей поет всю ночь, будет солнечный день.

А если соловья услышишь раньше кукушки, то счастливо проведешь все лето.

Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной.

Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы.

 

-16 мая (3 мая по старому стилю) Мавра Зеленые Щи. Мавра молочница.

На Руси начинали варить щи не из квашеной капусты, а из свежей зелени (щавеля, лебеды, сныти, крапивы).

Обильней становится крестьянская пища.

Коровы прибавляют молоко.

"И хозяйке легко, коль на столе молоко".

Трогаются в рост побеги ели.

В этот день сажали рассаду капусты и массово засевали сады-огороды.

«Большая роса утром, ясный день - к обилию огурцов».

Цвет черёмухи холод приносит.

В эти дни зацветает черемуха - наступают "черемуховые" холода.

 

-17 мая (4 мая по старому стилю) Пелагия Заступница.

Святая Пелагия в народе считалась заступницей птиц и невинных девиц.

К ней обращались за поддержкой и помощью невинно обиженные.

Вечером этого дня опытные огородники выносили в огород надтреснутый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили горшок на самую середину грядки. Крестьяне верили, что так они отпугнут нечистую силу и разных огородных вредителей.

 

-18 мая (5 мая по старому стилю) Арина. Ирина Рассадница. 

Высаживают огурцы и капустную рассаду, приговаривая:

"Не будь голенаста - будь пузаста,

не будь пустая - будь тугая;

не будь красна - будь вкусна;

не будь стара - будь молода;

не будь мала - будь велика!"

На Арину худая трава из поля вон:

выжигают покосы, луга от прошлогодней травы .

Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали крапиву и говорили: «Крапиву — чертям, а капусту — нам!»

В других краях России одну «капустинку» прикрывали горшком и присаживали к ней под горшок еще одну луковку.

Горшок обвивали венком, принесенным из церкви на Троицу.

Это должно было обеспечить хороший рост капусте.

При посадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не выклевали.

Очень важно: сажать овощи должны исключительно женщины.

Если за это дело возьмется мужчина - они зацветут и плодов не дадут.

С Ирины начинали сеять поздний огурец.

Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...