Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com


Прогноз погоды и будущего урожая по приметам


Рекомендуемые сообщения

ну, вот Вера, смотри

 

Начинают дуть весенние ветры.

Хороший ветер у нас на Евдокею — с запада и юга.

Авдотья красна, и весна красна.

Если на Плющиху ясно - год прекрасный, если пасмурно - год плохой.

День Евдокии Красный - на огурцы и грузди урожай. 

 

Хорошее лето будет, если Евдокия не обманывает! ;D

 

Ссылка на сообщение

-16 марта (3 марта по старому стилю) - Евтропий .

Евтропий — снег топит.

Евтропий путь тропит да снег топит.

В этот день надо было поле крест - накрест обойти, чтобы внимание солнца привлечь, на поле заставить снег топить.

Но с солнцем были шутки плохи.

Надо было знать, как себя с ним вести.

В народе говорили:

По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься.

Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Солнце за тучку садится — к дождю;

в краснах — к вёдру.

Ветер за солнцем — к ветряной погоде.

Солнце садится в морок — дождь будет.

Солнце садится в облако — другой день ненастный.

 

 

Ссылка на сообщение

-17 марта (4 марта по старому стилю) Герасим Грачевник.

Полагают, что в этот день прилетают из-за моря грачи.

В этот день ожидали прилёта грачей – вестников весны.

"Грачевник грачей пригнал".

"Грач весну принес".

"Грач на горе - так и весна на дворе".

"Герасим Грачевник грача на Русь ведет".

Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.

Если грачи летят прямо на свои старые гнезда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом, через 3 недели можно выходить на посев, а вот если умные птицы на гнездо садятся лишь на непродолжительное время и снова взлетают, то холода продержатся еще несколько дней.

Грач — работяга - трудоголик, а потому рожденных в его день считали наделенными заботами о своем хозяйстве.

Грачи могут выгнать из дома и со двора нечистую силу.

Поэтому в этот день с помощью заговора выживали кикимору.

Мириться с ней крестьяне не хотели, потому что она все время пакостила в доме: то стучала вьюшкой в печи, то спутывала пряжу, то кидалась картошкой или луковицей из погреба, то била глиняные горшки.

Чтобы изгнать кикимору, приглашали в избу знахаря.

С самого раннего утра уходили домочадцы из дома, и в опустевшем жилище поселялся знахарь.

Он осматривал все углы, обметал печь и читал заговоры.

 

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

 

Грачевники — Кикиморы

 

По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с теплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы.

Опытные люди замечают, что если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная.

Наши поселяне уверены, что на грачевники кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день можно их уничтожать.

Верование в кикимор нашего народа началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии.

По понятиям нашего народа, кикиморы представляют собою миф чисто физический, особенный род духов, населяющих воздух, ужасных для семейной жизни, невидимых и мстительных.

 

Вот рассказы нашего народа о происхождении кикимор.

 

«Живет на белом свете нечистая сила сама по себе; ни с кем-то она, проклятая, не роднится; нет у ней ни родного брата, ни родной сестры; нет у ней ни родимого отца, ни родимой матери; нет у ней ни двора, ни поля, а пробивается, бездомовая, где день, где ночь.

Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей: все бы ей губить да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить.

Есть между ними молодые молодцы, зазорливые.

А и те-то, молодые молодцы, прикидываются по-человечью и по-змеиному.

По поднебесью летят они, молодые молодцы, по-змеиному, по избе-то ходят они, молодцы, по-человечью.

По поднебесью летят, на красных девушек глядят; по избе-то ходят, красных девушек сушат.

Полюбит ли красну девицу-душу, загорит он, окаянный, змеем огненным, осветит он, нечистый, дубровы дремучие.

По поднебесью летит он, злодей, шаром огненным; по земле рассыпается горючим огнем, во тереме красной девицы становится молодым молодцем несказанной красоты.

Сушит, знобит он красну девицу до истомы.

От той ли силы нечистые зарожается у девицы детище некошное.

С тоски, со кручины надрывается сердце у отца с матерью, что зародилось у красной девицы детище некошное.

Клянут, бранят они детище некошное клятвой великою: не жить ему на челом свете, не быть ему в урост человечь; гореть бы ему век в смоле кипучей, в огне негасимом. Со той ли клятвы то детище заклятое, без поры без времени, пропадает из утробы матери.

А и его-то, окаянного, уносят нечистые за тридевять земель в тридесятое царство.

А и там-то детище заклятое ровно чрез семь недель нарекается Кикиморой.

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах; поит-холит он Кикимору медяной росой, парит в бане шелковым веником, чешет голову золотым гребнем.

От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн, говорит ей сказки заморские про несь род человечь.

Со вечера до полуночи заводит кудесник игры молодецкие, веселит Кикимору то слепым козлом, то жмурками.

Со полуночи до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.

Ровно через семь лет вырастает Кикимора.

Тонешенька, чернешенька та Кикимора; а голова-то у ней малым-малешенька со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной.

Далеко видит Кикимора по поднебесью, скорей того бегает по сырой земле.

Не старается Кикимора целый век; без одежи, без обуви бродит она лето и зиму. Никто-то не видит Кикимору ни середь дня белого, ни середь темной ночи.

Знает-то она, Кикимора, все города с пригородками, все деревни с приселочками; ведает-то она, Кикимора, про весь род человечь, про все грехи тяжкие.

Дружит дружбу Кикимора со кудесниками да с ведьмами.

Зло на уме держит на люд честной.

Как минут годы уреченные, как придет пора законная, выбегает Кикимора из-за каменных гор на белый свет ко злым кудесникам во пауку.

А и те-то кудесники люди хитрые, злогадливые; опосылают они Кикимору ко добрым людям на пагубы.

Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку никем не ведаючи.

Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; со вечера до полуночи свистит, шипит Кикимора по всем углам и полавочной; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую.

На зape-то утренней она, Кикимора, собирает столы дубовые, ставит скамьи кленовые, стелет ручники кумачные для пира неряженого, для гостей незваныих. Ничто-то ей, Кикиморе, не по сердцу: а и та печь не на месте, а и тот стол не во том углу, а и та скамья не по стене.

Строит Кикимора печь по-своему, ставит стол по-нарядному, убирает скамью запонами шидяными.

Выживает она, Кикимора, самого хозяина, изводит она, окаянная, всяк род человечь. А и после того, она, лукавая, мутит миром крещеныим: идет ли прохожий по улице, а и тут она ему камень под ноги; едет ли посадский на торг торговать, а и тут она ему камень в голову.

Со той беды великие пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой». Если где поселится Кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые за великие посулы решаются только изгнать нечистую силу.

В этот день, с утра, поселяется знахарь в опустелый дом, осматривает все углы, обметает печь и читает заговоры. К вечеру объявляет в услышание всех, что Кикимора изгнана из дома на времена вековечные.

Ссылка на сообщение

-18 марта (5 марта по старому стилю) Конон Огородник. Конон Градарь. Рекомедновалось в этот день замачивать семена капусты и помидоров для высева - в закрытые парники.

Обновляли и готовили парники: Конон на огород позвал.

На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде.

Навозишь на Огородника на гряды навоз — не хлебнешь зимой над печным горшком слез.

Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка.

Примечали: Коли на Конона ясно, лето будет не градобойное.

Если на Конона ведро, то летом града не будет.

Утренники – весенние морозы, что случаются до восхода солнца – с этого дня будут один легче другого.

По народному поверью их будет сорок. Сорока в эти дни своё гнездо строит.

 

-19 марта (6 марта по старому стилю) Константиновы круги.

В этот день русский народ считал необходимым обойти кругами колодцы и вытоптать снег, чтобы грязная вода не стекала в них.

Русский народ испытывал великое уважение к колодезной воде.

Все мы знаем пословицу: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».

А ведь существует и еще один ее вариант: «Плевать в колодец — все равно что матери в глаза».

А еще о колодцах существовали следующие поверья: Не пей из чужого колодца — своя вода не потечет.

Если в колодезь бросить мох, пойдет дождь.

В этот день прилетал белый аист.

 

-20 марта (7 марта по старому стилю) Омельян, Василий, Павел Капельник.

С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает.

"Запоздалая зиму весёлая капель!"

Капель с сосулек в этот день — хороший урожай льна и конопли.

Пасмурная холодная погода к ночи — будет заморозок.

Капель с сосульками — к урожаю конопли.

Если ночь вдруг окно треснет или с крыши пласт снега сорвется, то, по мнению русского народа, это грехи тяжкие на землю падают.

Было принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно встречать весну с лёгким сердцем.

Примечали погоду: «Если на Омельяна подул южный ветер - к грозовому лету».

Ссылка на сообщение

20 марта

Весеннее равноденствие (Vernal Equinox) — одно из уникальнейших явлений природы, суть которого, говоря научным языком, сводится к тому, что «в момент равноденствия центр Солнца в своем видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор». Говоря проще, в этот день Земля, вращаясь вокруг своей воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к светилу, что солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор. Солнце переходит из южного полушария в северное, и в эти дни во всех странах день почти равен ночи. С 2010 до 2014 года весеннее равноденствие наступает 20 марта.

В этот день свет и тьма разделяются поровну. В давние времена, когда не было календарей, весну определяли по солнцу. Считалось, что именно с этого дня начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.

 

Ссылка на сообщение
Цитата IrinaA

Капель с сосульками — к урожаю конопли.

Плохой урожай конопли у нас уродится, сосулек совсем нет  :'(...и капели с них нет, только дождик идет. :D

Ссылка на сообщение

Даты весеннего равноденствия на ближайшие годы:

2014 год: 20 марта 20ч. 57м. время  моск.

2015 год: 21 марта 2ч. 45м. время  моск.

 

- 21 марта (8 марта по старому стилю)- – Вербоносица.

День весеннего равноденствия, который называли настоящим началом весны, праздником природной гармонии и равновесия.

День обновления жизни и второй встречи весны (первая встреча - на Сретение, третья - на Благовещение).

Весенний солнцеворот.

Прилетают посланцы Ирия (Рая) – жаворонки.

Придет солнышко и к нашим окошечкам.

Если облака высоко и плывут быстро – к хорошей погоде.

Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волнисто, буграми – хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.

День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается.

21 марта - день вербы.

К этому дню обычно распускается верба (ива, ветла, ракита, тальник).

Считалось, что в цветущей вербе обитают берегини-хранители.

С лечебной целью употребляют кору, листья и сережки вербы; при этом кору надо собирать до цветения, а сережки - в пору цветения.

Сохранилось поверье, что она тяжесть из дома изгоняет.

В старину вербой хлестали тело для легкости.

А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову. И головная боль отступала.

 

-22 марта (9 марта по старому стилю)-Сорок Сороков, Сороки.

День отдыха для женщин, день массового прилёта птиц.

«Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья».

«В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае - по сорок, и первыми – жаворонки».

По погоде этого дня определяли погоду на следующие 40 дней:

«Если тепло, то сорок дней будут тёплыми, и урожайный год, а если холодно – жди сорок холодных утренников» (если утренники будут идти подряд, тогда заморозки закончатся в мае, а лето будет теплое).

«Гречу сеять - пропусти сорок морозов после Сорока Сороков».

«Тёплые Сороки сулят июньские заморозки и дожди, а если холодные Сороки – жди холодные утренники до Зосима (30 апреля)».

«Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт, зяблик – к стуже, жаворонок – к теплу». «Если сороки и галки прилетели на Сороки – к теплу».

В этот день готовили к будущему посеву семена тыквы.

«Если ночью или в этот день будет снег – жди много грибов».

Окуривали дом дымом защитных трав.

Запасали в этот день воду, обладающую целебной силой.

 

Жаворонки

На Жаворонки день с ночью меряются.

Зима кончается, весна начинается.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками.

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик.

Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку.

Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Ссылка на сообщение

-23 марта (10 марта по старому стилю) Василиса - Вешней Воды Указательница.

Холодный ветер в спину - не выжить зиму.

У Василисы — весенние заботы; отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.

На Василису день мглист — лен будет волокнист.

Пасмурный день – к хорошему урожаю льна 

Когда в лунку уже бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва.

Туман съедает снег.

Синие уже облака, бегущие по небу, предсказывали тепло и дождь.

Если в этот день туман – середина мая тёплая будет

Иней и туман в этот день нагоняют дождь на Исакия Змеевика (12 июня).

 

-24 марта (11 марта по старому стилю)  Заря-Кукушка.

Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает»,

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Этот день считался началом весенних работ в саду.

 

-25 марта (12 марта по старому стилю) Григорий Двоеслов. Феофанов день.

В этот день, в первые часы дня, выходили на улицу встречать Весну.

На Феофана туман - урожай на лен и коноплю.

Раньше волокно конопли шло на изготовление шпагата, веревок, грубых тканей, а конопляное масло - в пищу, его использовали и для малярных работ.

Если в этот день заболеет лошадь, то она никуда не будет годиться для летней работы.

Лошадь была первым помощником крестьянину в хозяйстве.

Если на Феофана лед по затонам не тает, а тонет, весь год будет тяжелым.

Еще приглядывали, с какой стороны от муравейников начал таять снег: если с южной - лето будет коротким и холодным.

В этот день было принято кормить птиц – помощников садовода - конопляным и льняным семенем. 

По ночам припадающие к земле туманы гонят снег пуще дождей.

 

 

Ссылка на сообщение

-26 марта (13 марта по старому стилю) Никифоров День

Прилёт гусей в эти дни – к урожайному году.

А если гуси в воде полощутся — то скоро быть теплу.

По последнему льду хорошо клюет плотва, окунь и язь.

Тропинки чернеют, снег тревожится.

С этого дня начинали просыпаться медведи.

 

-27 марта (14 марта по старому стилю) Фёдор Скотник.

В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия.

Крестьяне никогда не говорили — «домашние животные», всегда только — «скотина».

За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось:

Скотину водить — не разиня рот ходить.

Семью было трудно прокормить без коровы:

Корова на дворе — харч на столе.

Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью:

Свинья — копилка: что в нее положишь, то и возьмешь.

Существовали и особые тайны ухода за свиньями:

Свиней скликать, глядя в окно, — в огород не полезут

Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят.

Если на Федора мороз - и всю неделю будет мороз.

 

- 28 марта (15 марта по старому стилю) – Лесное Ухоженье.

В этот день было принято славить лес, который называли «поильцем-кормильцем» - за то, что он дарит древесину, дичь, разные плоды-ягоды, грибы, целебные травы.

Прилетают первые чайки.

Прилёт чаек - к вешнему теплу.

Если чайки прилетели – скоро лёд сойдёт.

Чайки много купаются - к ненастью.

А если в этот день особенно страшно воют в лесу волки, спать не дают, то избавиться от этого можно таким образом: когда подушку перевернешь, сразу сном спокойным заснешь.

 

 

 

Ссылка на сообщение

-29 марта (16 марта по старому стилю) Саввин. Тележный День.

В церковных святцах под этим днем числятся три мученика: Саввин, Папа и Трофим.

Имя первого из них "потянуло " за собой поговорку: На Саввина сани покинь, телегу подвинь.

Если в этот день тепло, то и весна вся будет теплой.

Крути — не крути зима, морозь — не морозь, а весна уже вошла в свои права.

На Саввина солнца хоть и нету, а вода все одно бежит.

До половодья надо было снарядить телегу, укрепить колеса и оглобли приладить.

 

-30 марта (17 марта по старому стилю) Алексей Теплый.

Алексей - человек божий.

Алексей - с гор вода. Бурное снеготаяние.

Если тепло, то и весна будет теплой.

Алексей - из каждого сугроба кувшин пролей.

На Алексея с гор вода, а рыба со стану (с зимовья) трогается.

Каковы на Алексея ручьи (большие или маленькие), такова и пойма (разлив).

На Алексея теплого доставай улья.

На Алексея покинь сани, в телегу подвинь, сряжай телегу.

Сани — на поветь.

Садиться же в сани в этот день запрещалось: прокатят они тебя мимо желаний.

День гусиных боев, спускают гусаков.

В этот день собирали березовые почки.

За столом в этот день всей семьей пили березовый сок или специально приготовленный медово - березовый взвар, или сбитень.

 

Ладодение

Праздник Ладодения традиционно сопровождающегося у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу.

Девушками и молодыми людьми проводятся первые хороводы, посвященные Богине Ладе, покровительнице любви и брака.

Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну.

Из теста опять изготавливаются журавлики.

Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место – над дверью, чтобы сохранять пространство.

С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия – славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц – кобениться (вспомните выражение: ты что выкобениваешься?).

Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни.

 

-31 марта (18 марта по старому стилю) День Кирилла. Кирилл - Дери Полоз. Трофим - Евкарп.

Почему «дери полоз»?

Да потому что выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья.

На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима.

На Трофимов марток продерет холодок.

Зацвела мать-и-мачеха – наступит тепло.

Ссылка на сообщение
Апрель  :)

-1 апреля (19 марта по старому стилю) Дарья. Дарья Грязные Проруби. Дарья Поплавиха - тают снега.
День всеобщего веселья и шуток.
Какова Дарья - таков Покров (14 октября)
С Дарьи начинали белить холсты.
"На Дарью проруби мутятся".
С Дарьи холсты белят.
"Стели кросна по заморозкам".
Примечали:
Если вешняя вода на Дарью идет с шумом - травы хорошие бывают, а когда тихо - плохая трава вырастает.
Ранняя весна - большое половодье. Если верба цветёт – выставляй пчёл.
Умасливали проснувшегося после зимы домового - хлебом с молочком и зрелищами: шутили, надевали одежду наизнанку, на ногах - пренепременно разные носки и обувь. И потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку.
В апреле девушки стараются обмануть как можно больше людей, думая, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они будут водить молодых людей за нос.



Именины Домового.
Домовой - Хранитель домашнего очага.
Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка?
Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу.
Для того, чтобы это выяснить нам надо погрузиться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний и поговорок.
История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать и сегодня.
Все в тех же пословицах, поговорках, поверьях и приметах.
Первого апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее даже не праздник, а некий рубеж.
Этот день считался Днем пробуждения домового.
Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.
Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права.
А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле.
Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны.
Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага - домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим.
Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано.
Малые дети вообще начинают капризничать.
А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный.
И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить.
То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища.
Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день.
К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу;
на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась.
Как осталась поговорка - первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему.
Ссылка на сообщение

Ирина! всегда с интересом читаю эту тему, много нового для себя узнала. Спасибо большое! :thx: :thx: :thx:

Ссылка на сообщение
-2 апреля (20 марта по старому стилю) Фотиния Колодезница.
В этот день особо почитается колодезная водица. Она чиста и целительна.
Фотинию считали целительницей лихорадки.
В этот день особое поклонение льну.
С утра выносились из изб на улицу красочные льнотканные изделия, развешивались на заборах, воротах, калитках, рушниками украшали ветви берёз.

-3 апреля (21 марта по старому стилю)  День Кирилла Катаника.Фома.
Кирилл Катаник - предел зимним потехам детворы. Этот день обычно завершал зимние катания детей с гор.
Реви, не реви - катаник санки унёс: их прятали на поветь.
По мокреди, по сырому снегу в валенках-катаниках не далеко уйдешь.
Обновляли след берестяные лапти.
Фома. Лечили лихорадку с помощью печных углей и золы: «Фома лихорадку гонит».

Водопол (День Водяного)



Водопол (День Водяного) Просыпается Водяной от зимней спячки.
Водяной дух ослаб за зиму.
Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь:
«Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью».
Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая:
«Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Ссылка на сообщение

-4 апреля (22 марта по старому стилю) День Василия. Василий Солнечник, Василий Тёплый, Василий Парник, Василий Капельник.

Солнечником же называет его потому, что в день этого святого выходят смотреть на восход солнца и гадают по нему о наступающем годе.

Этот день знаменовал необратимый приход весны: «Задолбил зиму Василий Капельник».

Выходили смотреть на восход солнца, гадая о будущем урожае:

Если солнце восходит в красных кругах – это сулит хороший урожай, к плодородному

лету.

На снегу под ярким солнцем белили холсты:

Василий Солнечник отбелит холсты белее снега.

В этот день пекли калачи и посвящали их Солнцу.

 

-5 апреля (23 марта по старому стилю) День Никона.

Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду.

Говорили:

«Без присмотру одни муравьи плодятся»

«Домок не велик, а присесть не велит»

«Домашних дел не переделаешь»

«Дом хозяином велик».

Зяблик прилетает. Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками, зернышками, льняным семенем.

В этот день зазывали и подкармливали лесных птиц, которые считались проводниками сил весны и обновления.

Чистили и белили штамбы плодовых деревьев.

Начинали весеннюю посадку садовых деревьев и кустарников.

В этот день славили мяту.

Мыли мятной водой обеденный стол и полы в доме, в бане поддавали пар с сушеной

мятой, а потом заваривали ароматный мятный чай.  :)

 

-6 апреля (24 марта по старому стилю) День Захария и Артемона.

В этот день крестьяне очищали избы и дворы от нечисти, жгли костры за дворами, обходили избы кругами.

Не выносят бесы даже упоминания имени Захария Постника и бегут от того места, где чтут память могучего Духом монаха.

Молитвами подготавливали себя к Дню Благой Вести.

Раньше преступивших людское не пускали в церковь.

Говорили, что нужно праведными делами прежде всего очистить себя, потом можно входить в храм Божий для общения с Господом.

Завтра всем этим не только некогда, а нельзя будет заниматься.

Ведь в Благовещение любая, даже самая пустяковая работа великим грехом считалась.

Погода уже в это время стоит теплая, снег тает, а потому портятся дороги и наст обдирает полозья у саней.

Примечали: коли ночь тепла, то и весна будет дружная.

Накануне великого праздника Благовещения для путников по вечерам за околицей зажигали костры, указывающие им дорогу к церквям.

Все православные ехали к вечерне.

В этот день освящали семена в церкви.

Ссылка на сообщение



-7 апреля (25 марта по старому стилю) Благовещенье. Благовещение Пресвятой Богородицы.
В народе издревле веровали, что на Благовещенье, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благославляет землю и открывает ее на плодородие, на сеяние.
Существовал обряд "освещения" посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал:
"Мати Божия, Гавриил-Архангел, благословите нас урожаем".
В канун Благовещенья крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный качан (незаметно для чужих) - первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю.
Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот качан, то на нем можно найти семена.
Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, выросшей из нее, не будут страшны никакие заморозки - ни весенние, ни осенние.
Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражались вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домой и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней.
Благовещенье воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия - в природе и в жизни людей.
Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю.
Русский народ сложил об этом празднике множество поговорок:

Весна зиму поборола.
Третья встреча весны.
Бабий праздник.
В этот день девки кос не плетут, под дымом не сидят.
Ничего начинать не полагается.
Птицы гнёзд не вьют, а устраивают птичьи базары.
Праздник Птиц - птицам волю дают.

Выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки.
Считается, что птица станет ходатаем, предстоятелем перед Богом за своего освободителя.
На Благовещенье примечают: каким выдастся лето - Красен день - и лето будет красным, щедрым.
Солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет что поесть.
На Благовещение дождь, родится рожь.
Каково Благовещение проведешь, таков и весь год.
Если пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы.
На Благовещение мороз - урожай на грузди.
На Благовещение гроза - к теплому лету, к урожаю орехов.
На Благовещение солнечный день - пшеница уродится, а если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
Коли на Благовещение снег на крышах лежит, то на Егория (6 мая) будет еще на полях, с поля не уйдет.
Мокрое Благовещение - к теплому лету и урожаю орехов.
Красный день на Благовещение предопределяет урожай груздей и других грибов, очевидно, будет дождливое время в начале лета.
Если день будет красным, то и весна будет красная, вёдро будет.
Если небо безоблачно и солнце ярко - быть лету грозному.
Каков день, таков и конец месяца.
Если ветер, иней и туман - к урожайному году.
Если ветер холодный - будет холодное лето, а если ветер теплый, южный - то и лето будет теплое.
Покров не лето, а Благовещенье - не зима.
Если благовещенье холодное - жди сорок морозов по утрам.
Если мороз - к урожаю яровых, будет много огурцов.
Зажелтела мать-и-мачеха, зацвела ольха - к сморчкам.
Рост сморчков совпадает с началом цветения медуницы.
Если первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.
Если Благовещение без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.
От семян, выбранных на Благовещение, вырастает такая капуста, которую не бьет мороз.
Черногуз прилетает, бурый медведь из берлоги встает.
Журавли летят высоко - к ненастью.
На пролет журавлей хороший лов рыбы.
Журавль летит к нам с моря - убавит нам горя.
Прилет кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло.
Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит.
Первые комары, черви, сморчки. Мурашки (муравьи) оживают. Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.
Благовещение - важная дата для земледельца.
С этого дня начинались весенне - полевые работы.
Начало цветения осины - лучший срок посадки ранней свеклы и моркови.
Ссылка на сообщение

-8 апреля (26 марта по старому стилю) Гавриил и Василий. Гавриил Благовест, Василий Новый.

Примечали погоду:

Если в этот день светлый восход солнца, то снег растает быстро: убирай

санную сбрую, выверни оглобли.

Светел восход – санного пути уже не будет.

На Гавриила не прядут, а то оттянет руки сухота.

Женщины в этот день оканчивают последнюю пряжу.

Если же которые продолжают еще прясть после этого дня, тем говорят: "Не пойдет впрок".

Стужа наведывается украдкой, под покровом темноты.

 

-9 апреля (27 марта по старому стилю) Матрона Настовица, Матрёна Полурепница.

Слово «наставица» (настовица) имеет двойное значение.

Настовицами назывались чибисы, возвращающиеся домой к этому дню, а настом зовется поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей.

Вот и получается, что в этот день еще бывают сильные заморозки, снег схватывает ледком, который под лучами весеннего солнца быстро тает, а прилетевшие из дальних краев птицы во всю радуются весне.

Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»

В это время крестьяне говорили: «Пойдем по настам».

На Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты.

Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у святой Матроны.

Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.

В некоторых местах этот день называется «Полурепница».

В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону.

Из оставшейся репы приготавливают какое-нибудь блюда.

В старое время репа вслед за капустой была одним из основных продуктов питания крестьянина.

Ведь картофель появился на Руси только в конце XVIII века.

Поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости семьи.

 

-10 апреля (28 марта по старому стилю) Мать - и - мачеха.

В этот день было принято наводить порядок в доме, во дворе и на участке.

Чистили освободившиеся ото льда пруды.

Славили мать-и-мачеху, начинали пить чай из её свежих листьев и цветков.

Мать и мачехи цветок теплит землю.

10 апреля теряет силу Степанов венок.

Вили этот венок еще прошлым летом, 15 августа.

Вся семья, от мала до велика, собиралась на лугу.

Травинка к травинке прикладывалась, цветок с цветком свивался.

Приносили наши предки венок в избу.

Славили его, вешали в красном углу.

И оделял он своей красотой стены дома и живущих в этом доме.

Когда подступала беда, отрывала матушка от венка травы и цветы, водой, что вскипела в печи, окатывала.

И добрый дух цветущего луга одолевал болезни, помогал душе человека поверить, что настанет светлый день.

Мать и мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой.

Даст своего огня, своего тепла.

Мать и мачеха - что солнышко расцветшее.

Что бы то ни стало - она поднимается, несет свою ношу.

И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается.

Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!  :)

 

Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...