Перейти к содержанию
Клуб помидороводов - tomat-pomidor.com




  • Томаты: в поисках идеальных сортов


    Игорь Печурин

    Говорят, лучшее – враг хорошего, но это правило садоводов, похоже, не касается. Вот и мы, имея два десятка проверенных, замечательных сортов томатов, ежегодно испытываем что-то новенькое. В прошлой статье я поделился впечатлениями о томатах необычной окраски, сейчас расскажу о  новинках красных и жёлтых расцветок и вспомню лучшие старые сорта.

    Основной критерий отбора  - конечно же, высокие вкусовые качества. Их оценка очень субъективна, к тому же сильно зависит от множества факторов – погоды, почвы, местности произрастания. Для большей объективности мы проводили дегустации всей семьёй и приглашали друзей. И вот результаты нашего отбора:

    • Кибиц украинской селекции, компактный кустик 0,7 метра, увешанный красными плотными сливками, очень подходящими для заготовок.

    •  Banana Legs (Банановые ноги), Швеция - высотой до 1 м.  Красивый раннеспелый сорт томата с тонкими кружевными листьями.  Плотные плоды-сосульки длиной до 10 см, лимонного цвета с перламутровыми полосками. Очень урожайный сорт. Идеален для цельноплодного консервирования, салатов.

    • Монгольский карлик (стелющийся) - высота не превышает 50 см. Отличительной особенностью является то, что основной ствол на высоте примерно 20 см начинает резко изгибаться вниз. На нем вырастают пасынки, которые, в свою очередь, тоже стремятся к земле и стелятся по ней. Поскольку почва укрыта травой, вид красных плодов, лежащих на траве, впечатляет даже бывалых огородников – посетителей нашего сада. Вес плодов до 200 грамм, красного цвета, мясистый и сбалансированный по вкусу. Это сорт для  ленивых, он не требует пасынкования и подвязки, а по урожайности  не уступит, пожалуй, и Тяжеловесу Сибири.

    • Flaschentomaten (Фляшентоматен) суперурожайный высокорослый сорт. Хорошо завязывает огромные кисти ярко-красных узких плодов-пальчиков длиной до 8 см сладкого вкуса. Несказанно красив, наша внучка Даша им просто очарована. Хороши для цельноплодного консервирования и вяления. Плодоношение растянуто до самых морозов, на дворе октябрь, а их усыпано – чистых, ровных, праздничных, как новогодние гирлянды,  висят под потолком, украшая опустевшую теплицу.

    • Вне конкуренции стал Уникальный Кульчицкого с красными плодами весом 80г, надёжный и устойчивый к осенним холодам. Уникальный Кульчицкого - раннеспелый. Растение высотой 1,5 - 1,8 м. Кисти простые, по 8 - 12 плодов  и этих кистей множество! Плоды очень красивые ярко-красные круглые гладкие  одинакового размера массой 80 г, мясистые, сладкие. Ценность сорта: раннее  дружное созревание, в то же время очень растянутое – с июля по сентябрь, отличные вкусовые качества, прекрасный товарный вид плодов, сверхобильное плодоношение.

    Говорят, что нет предела совершенству. Однако случаются такие находки, когда веришь – идеал достижим. Такой находкой в этом году явилась Виолетта – высокорослый сорт для теплиц с крупными малиновыми плодами правильной, чуть сплюснутой формы. Ничего более вкусного я не встречал! На разрезе – одна искрящаяся мякоть, плотная, но не твёрдая, семенные камеры почти не различимы – настолько малы и содержат единичные семена. На высоте оказалась и урожайность. Надо отметить, что это сорт любительской селекции и информации о нём крайне мало.
    О старых «друзьях»

    В открытом грунте не обойтись без полюбившегося многим Лабрадора, чемпиона по скороспелости, успевающего дружно отдать весь урожай в июне-июле. Не уступает ему и Аббат – он мощнее, кусты до 60 см, плоды до 100г, плодоносят обильно и ежегодно даже в холодное лето, успевая уйти от фитофторы. Благодаря этим низеньким «трудягам» некоторые мои коллеги, зарёкшиеся сажать зелёные помидоры «для компостной ямы», вновь стали  успешно выращивать эту культуру.

    Из низкорослых — Розовые щёчки – замечательного  вкуса и красоты салатный сорт. Идеальной округлой формы, ярко-розовые с малиновым румянцем плоды достигают  250г. Из низкорослых  томатов  открытого грунта - одни из самых вкусных, созревают в конце июля. Волгарь тоже хорош, но с более плотной кожицей у плодов ярко-красного цвета весом до 200г. Куст коренастый, 70см,  соответствует мужественному   названию и отличается высокой урожайностью в любую погоду, относительно устойчив к фитофторе. Утёнок (оранжевый) – штамбовый сорт, его можно не пасынковать, из-за толстых мясистых стенок незаменим в заготовках.

    Тяжеловес Сибири - раннеспелый сорт для открытого грунта, в нём сочетается (редкий случай!) крупноплодность и  низкорослость – всего 60 см. Плоды густо-розового цвета сердцевидной формы массой до 600г. Насыщенного вкуса, сочные, идеально подходят для салатов, это наш основной источник томатного сока. Тяжеловес поражает невероятным урожаем, плодоношение настолько обильно, что требует не только подвязок, но иногда и подставок под плоды.

    Золотая Рыбка красная  – ранний, не выше метра, овальной каплевидной формы, плоды очень вкусные до 90г, хороши  в салатах и заготовках. К фитофторе устойчивее прочих, в неблагоприятные заболевал одним из последних. Из низкорослых это лучший по всем показателям сорт.  Им гордилась ещё наша бабушка, да и мы им очень дорожим.

    В теплице  старый фаворит - крупноплодный Розовый мед – один из самых вкусных салатных сортов. Помидоры розовоплодные, сахарные на изломе, сладкие. Масса плодов на первых кистях порой достигает  700 граммов, не очень высок - около 1 метра, хорошо растёт и в открытом грунте.

    И снова об агротехнике…
    Упомяну некоторые особенности выращивания томатов. Почву мы хорошо заправляем перегноем, золой, добавляем в лунку по столовой ложке суперфосфата. Питательных веществ, таким образом, хватает на весь сезон. Поливаем один раз при высадке рассады, далее обходимся без полива. Корни проникают вглубь и сами ищут влагу. Она поступает и с дождями, после которых  посадки можно подкормить настоем травы. Возможно, без полива не обойтись в районах с жарким климатом и местах с песчаной почвой.

    Обязательная работа – это удаление пасынков, более двух стволов у томатов не допускаем. Почва под посадками всегда замульчирована скошенной травой слоем до 10см, это помогает сохранить влагу и тепло в почве при суточных колебаниях температуры.

    Основной заслон для фитофторы - меры профилактики. Начинается она с осенней уборки ботвы и повреждённых плодов – всё закапывается в землю, в будущие гряды, где не планируем сажать паслёновые культуры. В теплице очень эффективно окуривание серой, проводим его в октябре, когда убран урожай. Не забываем, что дым ядовит, заходить в теплицу можно через сутки. Летом опрыскиваем томаты раствором фитоспорина, это средство безвредное в отличие от медьсодержащих препаратов, его можно использовать каждые две недели.

    И ещё: не сажаем  картофель рядом с томатами, убедились, что сначала заболевает картофель, а от него и помидоры!

    Плоды собираем только зрелыми, я уверен, что дозревание одних плодов не мешает наливу остальных, зато созревшие на кусту помидоры – самые вкусные, сладкие и полезные.

    …и о поливе: зачем делать бесполезную работу?

    Более 20лет томаты мы не поливаем, и многие огородники страны нас в этом поддерживают, обратная связь нас в этом убеждает. То, что в числе приверженцев метода наши земляки – жители Северо-запада – неудивительно, ибо условия примерно одинаковы: не слишком жаркий климат, почва подчас тяжёлая, бывают и дожди.

    Но особенно впечатляют одобрительные отзывы из более южных районов, вот что пишет о своём опыте жительница Беларуси: «…этим засушливым летом поневоле вспомнила про ваши томаты на сухом пайке. Признаюсь, что не поливала не специально, просто на них сил уже не хватало воду таскать. Урожай был очень даже неплохой, хотя и почва песчаная…»  Я понимаю, что морально тяжело взять и лишить своих питомцев воды, потому и предлагаю: попробуйте не поливать хотя бы часть своих посадок. Уверен, что Вам понравится экономить свои силы и время. Кстати, для облегчения жизни, кроме полива, есть ещё масса действий, от которых можно безболезненно отказаться. Например, в предпосевной подготовке семян. Чем только не советуют их обрабатывать: замачивать в различных жидкостях и растворах – соли, меда, марганцовки, алое, золы, промораживать…

    Некоторые из них я апробировал и не хочу огульно утверждать, что все бесполезны, но отнести их к разряду доказательных сложно. Во всяком случае, в последние годы я вообще не провожу никакой предпосевной обработки своих семян, сею сухими или замочив на 2-3 часа в обычной воде, и результатом доволен.

    Отказ от полива рука об руку идёт с таким замечательным приёмом, как мульчирование. Оно и влагу сберегает, и почву обогащает органикой, делает её мягкой, рассыпчатой, не говоря уж о подавлении сорняков. Я мульчирую скошенной травой, причём не толстым слоем и не за один раз (этим провоцируем заплесневение), а периодически добавляя траву.
    Ежегодно испытывая новинки, я заметил, что удачные сорта чаще находим в районах с климатом, подобном нашему, южные же растения более капризны. Сорта мы отбираем тщательно, даже придирчиво, отказываемся от растений с плодами посредственного вкуса, неправильной формы - корявыми, с трещинами или зелёными «плечиками». Поиск идеального томата продолжается...
                                                                                                         

    Игорь Семёнович Печурин 

    Изменено пользователем Помидоровед



    • Нравится 22
    • Соглашаюсь! 1
    • Спасибо 21


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии



    Игорь Семенович,спасибо за интересную статью,сорт Виолетта и Уникальный взяла на заметку,попробую найти.Про обработку семян перед посевом согласна на 100%.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Меня смущает предложение не поливать.. Летом в жару 3 дня не поливали ,там томаты все листья повесили. Хотя грядка была замульчирована

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Сергей, не забывайте, что речь идет о Северо-Западе)

    Хотя, вопрос, конечно, требует опытов: у меня на юге Орловщины не поливать, даже мульчированные грядки- страшновато, пекло ощутимое. Хотя соседка вообще не парится, помидоры сажает на распашном огороде, не мульчирует, не подвязывает, не поливает, не подкармливает, а урожай и вкус помидоров на высоте. Но мне так делать страшно...

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Очень вкусно рассказано про помидоры! :good2:Про мульчирование, заправку лунки, опрыскивание фитоспорином - это да, при выращивании необходимо! На улице без полива еще как-то, там дожди бывают, а вот в теплице без поливов -то как же, уши повесят тряпочками и буудут задыхаться?:dnt: Не могу согласиться, да и покушать надо дать ( жидкие подкормки), что бы листовой аппарат питать, плоды нарастить, а если кормить в сухом варианте и зарыхлить, то все равно надо полить. чтоб до корней пища дошла, а не только для маленьких поверхностных корешочков! Так что, полив нужен и важен, другое дело, можно реже и обильно, чтоб вода дошла глубже до корней, а потом пусть ее достают оттуда до след полива, пусть корни работают, идут в глубь!

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    У меня в парнике сухая глина,без полива никак.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Игорь Семенович,я ваша землячка из Ярославля.Зарегистрировалась ,чтобы получить ваше благословение на выращивание помидор в теплице без полива.Впервые я узнала об этом от вас в журнале Моя прекрасная дача, но тогда для меня это было не актуально - у меня не было теплицы.Теперь есть. 2 года.Первый год усердно поливала, как мне казалось,обильно, и урожай сняла для меня небывалый, но что меня поразило в первый же год - при осенней обработке земли, не встретила ни одного червяка, была ужасная сушь.В этом году полив прекратила после первого съёма в начале июля, и ничего не произошло, и плодоносило всё почти до октября, и урожай был прекрасный,но червяков(дались они мне) не было.И решила я заменить землю, и заменила.Сняла 20 см и вечером вылила на одну грядочку 600*60 200л(бочечку)воды, и чтобы вы думали, наутро оказалось,что земля смочилась лишь на 5 см! Потом я лила уже из колодца до луж, и не один раз,и на штык лопаты вроде так и не смочила. Я это к чему. Что мои поливы - лейка на два куста два раза в неделю - только мульчу смочить.Значит кусты питались из гораздо более глубокого слоя, а мои поливы только на радость фф(слава богу её не было). Вот всё это меня и убедило в справедливости вашего опыта. Но боязно! На некоторых сортах была незначительная (несколько штук) вершинка. По состоянию листвы без полива хуже всех было розовому мёду, хотя на урожае (завязываемости,величине и вкусе) это не отразилось. Сорта у меня незатейлевые,что в магазинах продают,как то, Абаканский роз., Оранжевое сердце, Японский краб,Тяжеловес Сибири,Юбилейный Тарасенко были и гибриды, и деты, и в общем своими помидорами я была очень довольна, а старожил - соседей так наповал сразила и накормила тоже. Но хочется мне ваших сортов, и я хочу сделать заказ, пока ещё не совсем определилась.

      На сайте не ориентируюсь, в ком-ре ни бум-бум,придет дочка поможет сделать заказ. Фсё!

    ,

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    В прошлом году  (в 2017) взяла себя в руки и СОВСЕМ не поливала в теплице (кроме посадки - в лунки по 6-8 литров) - вывод: таких сладких помидор у меня никогда не было, урожай очень достойный (исключение - полив травой с дрожжами через недели три после посадки). За весь период опрыскивала несколько раз микроэлементами и "волшебным коктейлем" с Экобирином, Здоровым садом и  Эпином. В этом году - в одной теплице поливала (гибриды) как обычно и с подкормками, в другой - заливала проходы из шланга из колодца. Результат -  помидоры обычные, многие совсем не порадовали вкусом (хотя сажала те же сорта), сладких и супер вкусных были единицы.

    • Спасибо 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 08.12.2018 в 14:36, Татьяна Сенчукова сказал(а):

    Игорь Семенович,спасибо за интересную статью,сорт Виолетта и Уникальный взяла на заметку,попробую найти.Про обработку семян перед посевом согласна на 100%.

    Спасибо, Таня! Добавьте к этим двум сортам ещё Кальвадос - вкусненный и красивый!

    • Спасибо 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 09.12.2018 в 17:00, sergomsk сказал(а):

    Меня смущает предложение не поливать.. Летом в жару 3 дня не поливали ,там томаты все листья повесили. Хотя грядка была замульчирована

    Сергей, чтобы не поливать вот так "три дня", надо приучить корни самим добывать воду, т.е. не поливать вообще с первого дня посадки!

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 10.12.2018 в 15:48, Былинка сказал(а):

    Сергей, не забывайте, что речь идет о Северо-Западе)

    Хотя, вопрос, конечно, требует опытов: у меня на юге Орловщины не поливать, даже мульчированные грядки- страшновато, пекло ощутимое. Хотя соседка вообще не парится, помидоры сажает на распашном огороде, не мульчирует, не подвязывает, не поливает, не подкармливает, а урожай и вкус помидоров на высоте. Но мне так делать страшно...

    Елена, у Вас , конечно, климат пожарче нашего, но мне и с югов пишут, что без полива обходятся нормально. Не попробовать ли Вам  для начала  на маленькой грядке?

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 10.12.2018 в 15:49, Былинка сказал(а):

    Игорь, Вам спасибо за обзор, очень вовремя!

    Лена, и Вам спасибо за добрые слова! Правда, обзор был давненько написан, много воды утекло, столько сортов новых - глаза разбегаются, сдерживать себя приходится.

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 12.12.2018 в 01:28, Людасик сказал(а):

    Очень вкусно рассказано про помидоры! :good2:Про мульчирование, заправку лунки, опрыскивание фитоспорином - это да, при выращивании необходимо! На улице без полива еще как-то, там дожди бывают, а вот в теплице без поливов -то как же, уши повесят тряпочками и буудут задыхаться?:dnt: Не могу согласиться, да и покушать надо дать ( жидкие подкормки), что бы листовой аппарат питать, плоды нарастить, а если кормить в сухом варианте и зарыхлить, то все равно надо полить. чтоб до корней пища дошла, а не только для маленьких поверхностных корешочков! Так что, полив нужен и важен, другое дело, можно реже и обильно, чтоб вода дошла глубже до корней, а потом пусть ее достают оттуда до след полива, пусть корни работают, идут в глубь!

    Люда, у нас тоже был такой момент, когда в теплице уши повесили помидоры, но это было один раз в  засуху в 2010 году, пришлось полить пару раз. А питание заложено с весны, почва  богатая. Вы попробуйте не поливать - не пожалеете!

    • Спасибо 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 13.12.2018 в 10:20, swetlanna сказал(а):

    У меня в парнике сухая глина,без полива никак.

    Светлана, хуже, чем песок, ничего нет! А глина влагу оч. хорошо держит, просто сверху должно быть достаточно почвы с органикой.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 23.12.2018 в 01:25, мариха сказал(а):

    Игорь Семенович,я ваша землячка из Ярославля.Зарегистрировалась ,чтобы получить ваше благословение на выращивание помидор в теплице без полива.Впервые я узнала об этом от вас в журнале Моя прекрасная дача, но тогда для меня это было не актуально - у меня не было теплицы.Теперь есть. 2 года.Первый год усердно поливала, как мне казалось,обильно, и урожай сняла для меня небывалый, но что меня поразило в первый же год - при осенней обработке земли, не встретила ни одного червяка, была ужасная сушь.В этом году полив прекратила после первого съёма в начале июля, и ничего не произошло, и плодоносило всё почти до октября, и урожай был прекрасный,но червяков(дались они мне) не было.И решила я заменить землю, и заменила.Сняла 20 см и вечером вылила на одну грядочку 600*60 200л(бочечку)воды, и чтобы вы думали, наутро оказалось,что земля смочилась лишь на 5 см! Потом я лила уже из колодца до луж, и не один раз,и на штык лопаты вроде так и не смочила. Я это к чему. Что мои поливы - лейка на два куста два раза в неделю - только мульчу смочить.Значит кусты питались из гораздо более глубокого слоя, а мои поливы только на радость фф(слава богу её не было). Вот всё это меня и убедило в справедливости вашего опыта. Но боязно! На некоторых сортах была незначительная (несколько штук) вершинка. По состоянию листвы без полива хуже всех было розовому мёду, хотя на урожае (завязываемости,величине и вкусе) это не отразилось. Сорта у меня незатейлевые,что в магазинах продают,как то, Абаканский роз., Оранжевое сердце, Японский краб,Тяжеловес Сибири,Юбилейный Тарасенко были и гибриды, и деты, и в общем своими помидорами я была очень довольна, а старожил - соседей так наповал сразила и накормила тоже. Но хочется мне ваших сортов, и я хочу сделать заказ, пока ещё не совсем определилась.

      На сайте не ориентируюсь, в ком-ре ни бум-бум,придет дочка поможет сделать заказ. Фсё!

    ,

    Марина, слов нет, как приятно такие слова читать! И как Вы убедительно разложили  аргументы по полочкам, ведь и правда, наши поливы пропитывают только поверхностный слой, грубо говоря, ведро на кв. метр промачивает только слой в 1 см!  В нашей полосе точно поливать не надо, у нас в городе многие не поливают, даже и не зная, что от меня пошла эта  "мода" .Забавно, когда об этом методе мне рассказывают незнакомые люди. А сорта , Марина, выбирайте, вышлю с удовольствием, или передам через кого-нибудь.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    В 23.12.2018 в 14:05, МОРЯЧКА сказал(а):

    В прошлом году  (в 2017) взяла себя в руки и СОВСЕМ не поливала в теплице (кроме посадки - в лунки по 6-8 литров) - вывод: таких сладких помидор у меня никогда не было, урожай очень достойный (исключение - полив травой с дрожжами через недели три после посадки). За весь период опрыскивала несколько раз микроэлементами и "волшебным коктейлем" с Экобирином, Здоровым садом и  Эпином. В этом году - в одной теплице поливала (гибриды) как обычно и с подкормками, в другой - заливала проходы из шланга из колодца. Результат -  помидоры обычные, многие совсем не порадовали вкусом (хотя сажала те же сорта), сладких и супер вкусных были единицы.

    Марина, Вы просто молодец! И как  точно подметили про внекорневые подкормки, на самом деле - вот и ответ -чем кормить. На след. год, уверен, опять  без полива обойдётесь? 

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты

    Да! без полива. Тем более что что в этом году придется меньше бывать на даче. Забыла еще сказать - старалась сажать томаты поглубже, не лежа, а именно поглубже, чтобы корни сами искали себе воду. И заправка сразу "вкусняшкми": суперфосфат, зола, AVA (где хватило), перо из старой подушки.

    Девочки (мальчики), не бойтесь! Томатикам вашим хватит влаги! 

    • Нравится 1
    • Спасибо 2

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    Только что, МОРЯЧКА сказал(а):

    Да! без полива. Тем более что что в этом году придется меньше бывать на даче. Забыла еще сказать - старалась сажать томаты поглубже, не лежа, а именно поглубже, чтобы корни сами искали себе воду. И заправка сразу "вкусняшкми": суперфосфат, зола, AVA (где хватило), перо из старой подушки.

    Девочки (мальчики), не бойтесь! Томатикам вашим хватит влаги! 

    Марина, как раз "без полива" поможет тем, кто редко бывает на даче. У нас был случай, когда уехали на три недели на Юга (давным давно, когда ещё ездили). Приехали - всё усыпано спелыми плодами. Ну, и пасынков много было.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    15 часов назад, Игорь Печурин сказал(а):

    Елена, у Вас , конечно, климат пожарче нашего, но мне и с югов пишут, что без полива обходятся нормально. Не попробовать ли Вам  для начала  на маленькой грядке?

    Игорь, с Вашего благословения :)

    В этом сезоне детов, действительно, придется сажать на распашном огороде, а там не наполиваешься))) Придется им самим влагу добывать)

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    17 часов назад, Игорь Печурин сказал(а):

    Светлана, хуже, чем песок, ничего нет! А глина влагу оч. хорошо держит, просто сверху должно быть достаточно почвы с органикой.

    В общем согласна,земля нормальная если ухаживать,я заметила если положить копну сена,то под ней чернозем образуется.Растет крапива,одуванчики.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    8 часов назад, Былинка сказал(а):

    Игорь, с Вашего благословения :)

    В этом сезоне детов, действительно, придется сажать на распашном огороде, а там не наполиваешься))) Придется им самим влагу добывать)

    Вот и отлично,Лена,  всё само собой   "устаканится"!

    • Нравится 1

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    5 часов назад, swetlanna сказал(а):

    В общем согласна,земля нормальная если ухаживать,я заметила если положить копну сена,то под ней чернозем образуется.Растет крапива,одуванчики.

    Ещё бы, Света, под копной земля будет изумительной, тут и черви постараются  - натаскают в грунт органики.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    13 часов назад, Игорь Печурин сказал(а):

    Ещё бы, Света, под копной земля будет изумительной, тут и черви постараются  - натаскают в грунт органики.

    Значит мульчирование идет на благо томатам?

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    9 минут назад, swetlanna сказал(а):

    Значит мульчирование идет на благо томатам?

    Еще как! Почва под мульчей живая, дышит, влага сохраняется, от перепадов температуры защищена. Почвенная биота чувствует себя прекрасно, кушает мульчу, превращая ее в гумус. За сезон травку надо не один раз подложить. Но результат того стоит :good2:

    В многолетних посадках землю не перекопаешь, мульча- прекрасный выход из положения. 

    Несколько лет мульчирую грядки. Хлопоты окупают себя сторицей.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты
    1 минуту назад, Былинка сказал(а):

    Еще как! Почва под мульчей живая, дышит, влага сохраняется, от перепадов температуры защищена. Почвенная биота чувствует себя прекрасно, кушает мульчу, превращая ее в гумус. За сезон травку надо не один раз подложить. Но результат того стоит :good2:

    В многолетних посадках землю не перекопаешь, мульча- прекрасный выход из положения. 

    Несколько лет мульчирую грядки. Хлопоты окупают себя сторицей.

    Спасибо,у меня в парнике очень сухо,в этом году решила замульчировать.А можно свежую из под триммера положить или надо чуть подвялить,как правильно.Еще пишут что нельзя траву близко к стеблю укладывать.

    Поделиться этим комментарием


    Ссылка на комментарий
    Поделиться на другие сайты



    Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать учетную запись

    Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

    Регистрация нового пользователя

    Войти

    Уже есть аккаунт? Войти в систему.

    Войти

×
×
  • Создать...